Железнодорожной станции в Заславле на нынешнем месте могло не быть. Рассказываем, почему
С историческими фактами появления и строительства железной дороги в Заславле можно познакомиться в комнате боевой и трудовой славы, где на стендах запечатлена почти вся 130-летняя история «железки».
Начиналось все со строительства платформы «Заславль», полустанции «Изяславль», затем «Белорусь», впоследствии станции «Беларусь».
Первоначальный проект Либаво-Роменской железной дороги предусматривал ее примыкание к Петербургско-Варшавской железной дороге в 6 верстах восточнее Ландворово, ныне Лентварис (территория Литвы), на правом берегу реки Вакка. Следуя проекту далее, железная дорога должна была пролечь через Ошмяны, Бируны и примкнуть к Минску. По крайней мере такая информация указана в архивных документах на стендах музея.
Как произошло отступление от первоначального плана
Здесь стоит сослаться на Аиду Соловьеву, автора монографии «Железнодорожный транспорт России во II-й половине ХIХ века», которая приводит занимательный факт.
«…Концессию на строительство линии Ландварово-Ромны получил 29 июля (10 августа) 1871 года представитель Гамбургского банка Статский советник Владимир Карлович фон Мекк. Фактически концессионера назначил сам Александр II, под влиянием своей придворной камарильи.
Так, Ландварово-Роменская железная дорога была отдана за трехмиллионную взятку Е. и М. Долгорукими фон Мекку. А Лозово-Севастопольская (железная дорога – прим.авт) – за 4 млн. руб. – П.И. Губонину».
После получения права на строительство железной дороги В.К. фон Мекк избрал новый пункт примыкания в 9 верстах восточнее Вильно, с направлением на Минск через Шумск, Сморгонь, Молодечно, Красное… (где-то среди этих населенных пунктов есть Заславль – прим.авт).
Генштаб утвердил этот проект, а 26 января 1873 года было открыто движение поездов на участке «Ново-Вилейск – Минск». Начиная с 1891 года – с остановкой на платформе «Заславль».
Как менялись названия станции
Через 5 лет, 1 сентября 1896 г., платформа получает статус полустанции и новое название – Изяславль, в честь сына Рогнеды и князя Киевского Владимира Святославича.
Очередное переименование ж/д пункта напрямую связано с подписанием Рижского мирного договора, разделившего Беларусь на части, и случится это 4 сентября 1925 года, согласно Постановлению ЦИК БССР. Полустанция «Изяславль» станет станцией «Белорусь».
В то время лишь в нескольких километрах от местечка проходит государственная граница между БССР и Польшей, Заславль же оставался относительно крупным поселком при въезде со стороны Польши в нашу страну.
Привычной картиной белорусского приграничья были пассажиры, пересекающие туда и обратно границу, и проверяющие их пограничники.
К слову, здесь располагался штаб 15-го Заславского пограничного отряда. Об этом и сегодня напоминают стоящие вдоль железнодорожных путей «бараки». В них в начале ХХ ст. и квартировали пограничники. Со временем эти постройки стали жильем для самих заславчан. До недавнего времени практически на всех этих домах был установлен знак «Охраняется государством».
Как рассказывал в своих исследованиях историк Игорь Мельников, приграничье по соображениям госбезопасности, было особой зоной для пристального досмотра граждан. Ведь как среди обычных граждан, пересекающих границу, было немало лиц с темным прошлым, контрабандистов.
Великая Отечественная война также оставила отпечаток в истории как Заславля, так и железнодорожной станции.
Уже 25 июня пограничники вели бой с немецко-фашистскими захватчиками на своих заставах. А 3 июля 1944 года в сторону остановочного пункта, занятого немецкими эшелонами, пошли в наступление советские войска, расчищая станцию и освобождая Заславль.
Об этом сегодня свидетельствует памятная табличка, вмонтированная в стену вокзала.