Гуляем вдоль Минского моря и держим курс на Слаломный канал
В редкие уже нынче теплые дни очень хочется куда-то выбраться, насладиться уходящей золотой осенью. Итак, ловим красоту и не только на Минском море.
На остановке электрички с одноименным названием я была в 11.00. Спустившись в подземный переход, а затем пройдя метров 200 по протоптанной дорожке в лесополосе, вышла к Заславскому водохранилищу. Первое впечатление – полный восторг: необъятная синь, нависающие серые облака и золотой купол смотровой площадки. Было пасмурно, а потому невольно напрашивалась ассоциация с Финским заливом.
Кстати, у Минского моря тоже есть свои заливы –Ратомский и Спартаковский – и свои острова: о. Любви, о. Лосиный и о. Камышовый.
А второе впечатление: хоть и осень на дворе, здесь не так уж и малолюдно. Много рыбаков, причем и мужчины и женщины, кто-то гуляет с собакой, кто-то отдыхает семьей, многие на велосипедах. С одним из велосипедистов – врачом Сергеем из Заславля я сразу и познакомилась. Оказалось, что проехать сотню километров в день для него нормально, он постоянный участник одного из велосообществ, с которым совершил целый ряд путешествий по Беларуси. Говорит, это отличный способ держать себя в форме –и физической, и психоэмоциональной. Прогулялись с Сергеем по дамбе Минского моря, и он организовал для меня заочный экскурс по местным достопримечательностям.
Оказывается, старый слаломный канал, искусственная горная река Беларуси, в пяти-шести километрах отсюда. “Далековато пешком, но вы дойдете”,– убедительно сказал Сергей, и я поверила. Велосипедист остался ждать приятеля, а я отправилась дальше.
Надо сказать, что раньше Минское море только из окна машины. Не буду здесь рассказывать о частных пляжах с платным входом и уровневой инфраструктурой – расскажу про доступную всем территорию третьего пляжа и к ней прилегающую. Здесь много детских площадок, есть где поиграть в мяч. Очень чисто. Осенью многие приезжают сюда просто посидеть на берегу, помолчать, порыбачить. Излюбленное место рыбаков – живописные камни рядом со СДЮШОР парусного спорта. Правда, юных спортсменов в это время года здесь нет. С октября по май они занимаются в бассейне и изучают теорию. Под парусом выходят владельцы частных яхт – члены местных яхт-клубов.
Чего боятся орнитологи
Здесь очень много чаек и уток. И, конечно, немало желающих их покормить. Но орнитологи предупреждают: не кормите птиц, если они могут добывать пищу самостоятельно, а главное, не кормите хлебом. Избыточные углеводы ослабляют крылья, птица становится более уязвимой для хищников. Кстати, ослабленные в результате неестественного прикорма водоплавающие не улетают на зиму. Орнитологи настаивают: подкармливать пернатых необходимо только в сильные морозы, но не хлебом, а раздробленной кукурузой, крупами и овощами.
Заплесневелый хлеб, который часто выбрасывают в воду, вызывает у птиц смертельное заболевание легких, способное убить всю стаю.
Поэтому, если очень хочется пообщаться с пернатыми, лучше заняться фотобердингом (от англ. bird – птица). Я попробовала – мне понравилось.
Вперед, к слаломному каналу!
Прогулялась по аллее вдоль береговой линии и вышла на автомобильную дорогу, ведущую к санаторию “Белорусочка”. Дошла до первого большого перекрестка и уточнила у одного из дорожных рабочих, на верном ли я пути. Тот сказал, что иду правильно, и назвал мой адрес и сад, в который вожу сына. Оказалось, сосед из 4-го подъезда… Вот так встреча за 60 км от дома!
Итак, впереди еще полпути. Автобусные остановки по дороге встречаются, но расписание оптимизма не внушает: транспорт ходит раз в два часа. Кстати, здесь много велосипедистов – спортсменов и любителей, но еще больше бегунов разных возрастов: кажется, от 14 до 90.
Шла я, шла и, как это бывает, к остановке “Профилакторий БНТУ” пришла одновременно с автобусом… Отсюда метров 100 вниз – и вот он, старый слаломный канал, излюбленное место нетривиальных фотосессий. Он был построен в 1981 году, чтобы наши спортсмены могли совершенствоваться в гребном слаломе.
Это направление в гребле предполагает преодоление на байдарках и каноэ речных порогов при скорости воды не менее 2 м/с.
Через канал ведет небольшой мост. Встала на него и начала делать снимки и, конечно, селфи, которыми тут же делилась с коллегами по вайберу. Увлекшись, не заметила, как ко мне подошел мой новый собеседник. Как оказалось, доктор наук профессор БГТУ Андрей Клюев.
«В 80-е сюда тренироваться и на соревнования приезжали спортсмены со всего Союза,– рассказал Андрей Юрьевич. – Палатки повсюду стояли, молодежи так много было! Правда, дачники возмущались– в то время здесь было уж очень оживленно, зато молодые были в полном восторге».
Горная речка, в которую превращался канал при поднятии шлюзов, когда сюда пускали воду из Минского моря, манила не только спортсменов.
«Многие, и я тоже, конечно, приходили сюда в плавках, обязательно в кедах, садились на корточки и мчались с потоком воды 500 метров вниз, – рассказывает собеседник. – И экстремалов не останавливали ни ободранные коленки, ни ушибленные мягкие места. Куда там!»
Мой собеседник рассказал, что по другую сторону канала начинается дачный поселок Ждановичи-6, постренный в 1958 году. Когда здесь прокладывали коммуникации, нашли останки воина, – говорит Андрей Юрьевич. – Если пройти правее и подняться выше, можно обнаружить следы от окопов, блиндаж. Здесь в 1941-м проходила дорога, оттуда наши войска обстреливали немцев. Людей полегло много. Хорошо бы, поисковые отряды этим объектом заинтересовались…”
Андрей Юрьевич рассказал, что в поселке можо увидеть дачи нашего известного драматурга Андрея Макаенка (1920–1982), знаменитого актера театра и кино Глеба Глебова (1899–1967), в военное время организовавшего фронтовую труппу Купаловского театра, сыгравшего 170 ролей, 20 из которых в кино. И современные актеры учатся на сохранившихся в киноархивах его хрестоматийных ролях: Пустаревич в «Павлинке» Я. Купалы, Туляга в пьесе «Кто смеется последним» К. Крапивы, судья Демьян Демьянович в кинопостановке «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» по Гоголю.
А наш собеседник, доктор наук и профессор, оказался зятем писателя и драматурга, одного и создателей «Белорусской энциклопедии», первого ректора Института культуры Александра Петрашкевича (1930–2012).
Я уже хотела возвращаться назад, но Андрей Юрьевич сказал: «А если пройдете километр прямо, а потом метров 500 направо, увидите дачу Быкова. Там сейчас музей».
Как вы понимаете, путешествие продолжалось. Поблагодарив своего попутчика, я отправилась в наше местное Переделкино.
Свернув на Виноградную
Атмосферные, очень аккуратные улицы, встречаются фешенебельные новострои со смелыми дизайнерскими решениями. Но мне больше нравятся небольшие уютные домики, где все сделано своими силами, с теплом и любовью. Завораживает полыхающий боярышник на фоне голубого неба. Так, гуляя в компании с навигатором и, как в песне, свернув на Виноградную, иду в конец улицы. В самом конце, слева по курсу, и находится искомый объект – “Музей-дача Васіля Быкава”. Двухэтажный дом из силикатного кирпича, во дворе деревянные беседки, скамейки. Но пройти на территорию не удалось: пришлось довольствоваться отзывами в интернете. Дело в том, что этот филиал Белорусского государственного музея истории белорусской литературы работает именно в дачный сезон: с мая по октябрь…
И тем не менее задел на будущее уже готов. Уверена, в этих местах можно найти еще много интересного.
К дамбе Минского моря я подходила уже после 17.00. Ловить мягий свет заходящго солнца стали собираться фотографы. Гуляющих становилось все больше. Кто-то устроил фотосессию, кто-то кормил чаек, а кто-то просто, присев на камни, любовался струящимся в воде отражением вечернего солнца. Тишину то и дело нарушали команды тренера виндсерферов.
Уходить не хотелось. Атмосфера была непередаваемая, и вдруг… Мне ужасно захотелось есть. Дежурный бутерброд был съеден еще в обед, и я стала смотреть по сторонам. Рядом с дамбой увидела несколько точек. Одна работала. Зашла, выбрала фастфуд, хотела рассчитаться и понимаю, что продавца-то нет. И тут сзади раздался стук. В окно деревянного сруба, строящегося в метре от ларька, мне стучала женщина с пирсингом в носу и дрелью в руках. “Уже иду!” – крикнула она. Продавец погрела мне вкуснейший пирожок, рассчитала и снова взяла в руки свой инструмент. Эх, жаль, надо было спешить на электричку, а то бы познакомилась! Но будем надеяться, что рассказ о женщине, которая своими руками строит кафе, еще впереди.
В 17.00 я уезжала с Минского моря. Шагомер показывал пройденные 24 км. Это путешествие я точно запомню надолго. А пока тепло и сухо, прогуляйтесь и вы. До слаломного канала всё-таки лучше на машине или велосипеде – далековато. Только если поедете с детьми, бутербродов возьмите побольше.
Минское море, а официально Заславское водохранилище, находилось на реке Свислочь в 1956 г., в 17 км от столицы. Для борьбы с паводками и регуляции стока здесь возвели плотину и ряд гидротехнических сооружений. Старожилы помнят то время, когда на месте синего зеркала воды была заболоченная пойма четырех рек: Свислочи, Вячи, Ратомки и Чернявки и как в этих местах они собирали клюкву. В ту пору они и подумать не могли, что их болотистая локация станет такой престижной и востребованной.
На сегодняшний день максимальная глубина водохранилища достигает 8 метров, средняя – чуть менее 4 м. Протяженность – более 9 километров, ширина – 4,5 км.
Фото: Анна ГАЛКОВСКАЯ