Меню

Что значит предстоящее Всебелорусское народное собрание: основные приоритеты

Что значит предстоящее Всебелорусское народное собрание: основные приоритеты

Ровно месяц остался до старта второго заседания Седьмого Всебелорусского народного собрания в его новом, конституционном статусе. На нем предстоит обсудить и принять документ, что определит жизнь нашего общества и государства в целом на ближайшую пятилетку, – Программу социально-экономического развития страны на 2026–2030 годы.

Скрупулезная подготовка ключевого документа

На первом заседании ВНС в прошлом году, если помните, были утверждены Концепция национальной безопасности и Военная доктрина Беларуси. Будучи участником этого заседания, имела возможность видеть, как тщательно, всесторонне и глубоко анализировались проекты этих важнейших документов перед их утверждением, какие вопросы задавал Президент их разработчикам и всем присутствующим, стремясь исключить возможные ошибки и «белые пятна». Поэтому понятно и не удивительно, почему Глава государства так скрупулезно и вдумчиво подходит к проекту Программы СЭР, возвращая его раз за разом на доработку, подключает к его подготовке самых различных специалистов. К слову, членами созданной Распоряжением Президента 1 октября этого года рабочей группы по подготовке проекта Программы СЭР являются председатель Минского облисполкома Алексей Кушнаренко, а также председатель Минского райисполкома Денис Колесень, что говорит о важной роли столичной области и нашего района в социально-экономическом развитии страны и налагает особую ответственность.

Почему нужна и так важна эта Программа? Если проводить параллель с обычной жизнью, все очевидно. Ведь кораблю, который не знает, куда плывет, ни один ветер не будет попутным. Планирование важно во всем и всегда, чтобы, имея цель, грамотно распределить время, средства, ресурсы, нагрузку на пути к ее достижению. Когда-то нас учили: любой план должен обязательно включать четыре позиции: что делать, когда, кто это будет делать и ожидаемые результаты – чего хотим на выходе.

Когда – в ближайшие пять лет. Кто – все мы, белорусы. Что будем делать – прописано в проекте Программы и будет обсуждаться на заседании ВНС. Ожидаемые результаты к 2030 году, если коротко, – независимая, в том числе и технологически, мирная, динамично развивающаяся, с крепкой экономикой, обороноспособная страна, которая сохранила достигнутые в прежние годы результаты и приумножила их. Сохранение населения на уровне не ниже 2025 года, увеличение продолжительности жизни, улучшение ее качества. Повторюсь, это если совсем коротко.

Восемь приоритетов на ближайшую пятилетку

В качестве ключевых на ближайшую пятилетку выделены восемь приоритетов.

1. Укрепление оборонной безопасности государства. Развитие оборонно-промышленного комплекса.

2. Сохранение населения, укрепление здоровья нации и поддержка семьи.

3. Развитие человеческого потенциала, качественное образование, воспитание гармоничной и патриотичной личности.

4. Создание качественной и удобной среды для жизни.

5. Рост конкурентоспособности и ускорение технологического развития.

6. Цифровая трансформация экономики и государственного управления, развитие экономики данных.

7. Развитие уникального потенциала каждого региона.

8. Реализация туристического потенциала.

Преемственность и стратегический подход

Кто внимателен, сразу увидит, что приоритеты будущей пятилетки последовательно продолжают приоритеты предыдущей. Если помните, их было четыре:  сильные регионы, счастливая семья, интеллектуальная страна, государство-партнер. Так что курс остается прежним.

Проект Программы готовился с учетом достижений прошлой пятилетки и учитывает положения Национальной стратегии устойчивого развития Беларуси до 2040 года. Именно такой подход обеспечивает последовательное продвижение вперед, позволяя объединить среднесрочные меры с долгосрочными интересами государства и общества.

В основу Программы СЭР положен глубокий анализ имеющихся у нас проблем – как в экономике, так и в других областях. Это и снижение рождаемости, и старение населения, дефицит кадров, низкая инвестиционная активность, слабый механизм взаимодействия наука – производство – образование и ряд других. Требуется повышение конкурентоспособности экономически сильных регионов и наращивание экономического потенциала отстающих, формирование комфортных условий жизнедеятельности населения вне зависимости от места проживания, обеспечение территории страны качественными дорогами, доступным транспортом. На решение этих и иных проблем и направлены мероприятия Программы.

Социальная направленность и поддержка всех категорий граждан

Государство продолжит сохранять свою социальную направленность, главным по-прежнему остается рост благосостояния людей. Основное внимание будет уделено доходам граждан, вопросам занятости, доступности жилья, высокотехнологичных услуг в здравоохранении и образовании. Порадовало, что предусмотрены мероприятия по повышению престижа профессий, в том числе врачей и педагогов.

Нет ни одной категории населения страны, интересы которой не были бы отражены в Программе. Это многодетные и молодые семьи, люди с ограниченными возможностями, одинокие и одиноко проживающие пожилые граждане, пенсионеры, молодежь.

К 2030 году предполагается наличие молодежи в составе органов государственного управления и самоуправления на уровне не менее 18 процентов от общего количества в соответствующем органе

Конкретные мероприятия и механизмы реализации

В проекте Программы много мероприятий, касающихся регионального развития. В новой пятилетке больше внимания уделят строительству арендного жилья, экологии и рациональному природопользованию. Развитие науки, повышение престижа отечественного образования, укрепление института семьи – под эти направления также предусмотрены конкретные мероприятия. Отдельным блоком выделено развитие туристического потенциала страны, который используется далеко не в полной мере. С 1 января 2026 года за развитие туризма будет отвечать Министерство экономики, а не Министерство спорта и туризма, как это сейчас. Из названия ведомства слово «туризм» будет со следующего года исключено, как и из названий соответствующих структурных подразделений исполкомов.

 В проекте Программы установлены количественно измеримые индикаторы выполнения ее мероприятий. Основной механизм реализации запланированных мер остается прежним –  государственные программы. Именно благодаря этому механизму удастся мобилизовать необходимые ресурсы и скоординировать усилия различных органов власти для решения поставленных задач.

Руль страны в надежных руках Президента, депутатский корпус избран, пятилетка качества объявлена, завершается приведение законодательных актов в соответствие с обновленной Конституцией, совсем скоро примем программу СЭР, – остается закатывать рукава и работать.

Текст: Ирина Тихонко

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59