STEAM-центры в Беларуси: как IT-среде и школам воспитать будущих инженеров
В Беларуси создано 183 школьных STEAM-центра, но некоторые из них так и остались кабинетами с доской. На встрече в Колодищах представители Национального детского технопарка, местных школ, предприятий и инициативные родители обсудили, почему талантливые дети, прошедшие обучение, не становятся ни инженерами, ни предпринимателями. Оказалось, все упирается в отсутствие одного ключевого звена.
Партнерство IT-компаний и школ: кто должен проявлять инициативу?
Белорусские школы начали получать статус инженерно-технического центра после того, как с инициативой выступили сами учреждения образования и IT-компании.
— Компании начали создавать STEAM-центры, подключилось министерство образования, — напомнила представитель Национального детского технопарка и координатор инженерно-технических центров Вероника Гамеза. — Были поставки базовых наборов: роботы начального уровня и 3D-принтеры. Сейчас центров по стране — 183, но часть из них это, по сути, просто кабинеты с доской.

Участники беседы пришли к тому, что статус сам по себе ничего не даёт, важна активная позиция школы и наличие партнёров.

Почему дети не всегда остаются в IT-сфере после обучения
По положению, инженерно-технические центры могут открываться только в учреждениях общего среднего образования. С ними могут взаимодействовать предприятия — предоставлять оборудование, проводить экскурсии и приглашать на практику. И здесь инициатива всё равно должна исходить от учреждения образования.
Почему же талантливые дети не всегда фиксируются после достигнутых результатов? Прозвучало мнение, что так происходит из-за незавершённости процесса.
— Ребёнок прошёл технопарк, получил диплом, и всё. Дальше он никому не нужен. Не выстроена траектория: учёба — проект — реализация — экономика. Нужна связка с бизнес-средой и основами предпринимательства. Без этого дети с разработками просто уходят в никуда, — отметил участник встречи.
Тогда назревает логичный вопрос: кто может сопровождать детей дальше, допустим, после победы в конкурсе, окончания учебы?
— У нас нет единой структуры, которая, условно, взяла бы выпускника технопарка за руку и повела дальше, — признали участники. — Координации между технопарками, фондами и бизнесом пока не хватает. Приходится надеяться на энтузиастов.

Перспективы развития инженерно-технических центров
Участники встречи сошлись во мнении: современному подростку важна не столько бумага, сколько понятная система «учусь — умею — зарабатываю — остаюсь». Технопарки, школы, банки и бизнес должны действовать как единая система. Иначе каждый будет работать параллельно, не влияя на результат.
Сейчас главное не останавливаться на статусе и сертификате, а работать над сопровождением и реализацией идей.