Меню

Скульптор с бензопилой, или Ремесленник из пристоличья, покоривший мир

Андрей Мельников создает изделия и скульптуры из дерева. Застать его на месте – большая удача, но нам все же удалось с ним встретиться. Мастер из Заславля часто в разъездах – как по Беларуси, так и по всей Европе. Корреспонденты «Прысталлічча» пообщались с человеком, который с помощью не очень изящных инструментов создает невероятно живые характеры.

Переезды и путешествия стали для Андрея Мельникова вполне привычным делом. Родился будущий мастер в Ташкенте, переехал в Бобруйск, а потом в Заславль. Его отец – сварщик, мама работала бухгалтером. Как только Андрей рассказал, что его дед был кузнецом, а дядя работал в Сергиевом Посаде на фабрике по изготовлению шкатулок и матрешек, пазлы потихоньку начинают складываться: вот так с генами, наверное, и передается тяга к творчеству.

С детства восхищался природой, деревьями. Однако Андрей не помнит, чтобы он особенно увлекался бы ботаникой. А вот животных любил, особенно собак и лошадей, даже ходил в зоокружок.

Все начинается с разметок на дереве

Проба… пилы

Деревообработкой даже не думал заниматься. Все случилось спонтанно. Андрей из-за проблем со здоровьем не закончил Могилевский госуниверситет им. А. А. Кулешова (намеревался стать педагогом). Пришлось осваивать другие профессии. Однажды его знакомый предложил вырезать иконы.

– Я начал у него учиться. Сидел часами и сутками. То справа, то слева – наблюдал за работой, – вспоминает Андрей. – Позже и сам попробовал. Начал с Иисуса. Со временем перешел к более сложным задачам. Например, вырезал икону Андрея Рублева «Богоматерь Владимирская».

На одно лицо, изображенное на иконе, могло уйти два дня, говорит мастер. Дерево ошибок не прощает: одно неверное движение – и все. Но у Андрея рука была тверда, он не ошибался. А если вдруг попадался в процессе работы сучок, проблемное место вырезалось и заменялось.

У него хорошо получалось, однако сутками сидеть сгорбившись, в постоянном напряжении, в какой-то момент стало невыносимо. Спина болела, зрение начало сдавать.

– Решил заняться более крупными изделиями. Я тогда как раз был в Москве, начал там работать. Учился, ловил движения пилы и прочее… В конце концов понял: с таким инструментом мне управляться легче, – улыбается мастер. – Берешь электропилу. Раз – и викинга вырезал. Два – орла или сову… Первые изделия, конечно, получались комом, но потом руку набил.

Тонкости ремесла

Андрей Мельников работает с разными породами дерева, но чаще всего – с сосной, ясенем и дубом. Особенно любит ясень: он хорошо режется, и качество будущего материала всегда на высоте.

Андрей «пилит» в среднем по12–14 часов в сутки.

Самое интересное, что мастер никогда не делает эскизов будущего изделия. Все рождается в голове, непосредственно во время работы. Но подпитываться идеями все же надо, не так ли? И с этим отлично помогает Pinterest. По мнению Андеря, это лучший сайт для творческих людей.

Есть такое понятие, как «карвинг». В переводе с английского означает «вырезание». Термин употребляется и в парикмахерском, и в ландшафтном искусстве, где необходимо украшать объекты определенным образом. Карвинг применительно к резьбе по дереву – это форма вырезания, при которой используется бензопила. И тут необходимо отлично владеть инструментом, постоянно оттачивать свои навыки. С помощью карвинга можно создавать фантастических персонажей (русалок, богов, садовых гномиков), животных, образы людей.

Работа Андрея Мельникова. Фото из архива ремесленника

Различие между зарубежными и белорусскими заказчиками

Четыре года Андрей работал в Норвегии, делал террасы и дом на острове Андой. Еще два года занимался строительными работами в Бельгии. Так что изделия у мастера заказывают не только только жители Минского района.

Общаясь с людьми разных национальностей, Андрей выделил для себя одно большое различие между европейцами и нами, белорусами:

– В Норвегии люди, скорее, сторонники традиций. Как делали в 30-х годах ровный стол на террасе, так и продолжают его заказывать до сих пор. Белорусы же больше стараются выделиться, то есть добавить какие-то замысловатые элементы, чтобы было «не как у всех».

Жители пристоличья обращаются с самыми разными заказами. Колодец, качели, беседка… Однако чаще всего просят изготовить резные скамейки. К сожалению, в последнее время, как отмечает ремесленник, число клиентов поубавилось:

– Люди, вероятно, считают деньги. Сейчас для них важно, чтобы не пустовал холодильник. Но я уверен: все обязательно наладится через два-три года.

Процесс рождения орла

Каких-то 10–15 лет назад о резьбе бензопилой мало кто слышал. Мастера, скульпторы, резчики по дереву снимали основной объем бревна примитивными ручными инструментами: топором, ножовкой, стамесками. С появлением на рынке надежных бензопил ситуация стала кардинально меняться. Сейчас мало кто из резчиков возьмется за большую скульптуру без бензопилы. Более того, резьба бензопилой превратилась в отдельный вид искусства. Проводятся соревнования, конкурсы, фестивали, чемпионаты резьбы бензопилой, а так же массовые шоу, рекламные акции, Задача участников таких мероприятий – вырезать скульптуру при помощи одной только бензопилы.

Текст: Елизавета МАЗУРЧИК

Фото: Елена ТАБОРКО

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59