Меню

«Это занятие для фанатов»: пчеловод из Минского района рассказал, как продать 5 тонн меда

«Это занятие для фанатов»: пчеловод из Минского района рассказал, как продать 5 тонн меда
Фото: собеседника

Сергей Соловьёв называет себя «психом в хорошем смысле»: человек, который с юности мечтал о пасеке, а теперь не представляет своей жизни без пчёл. Уже два десятилетия он занимается пчеловодством в Минском районе, управляет девятью пасеками и говорит, что увлечение превратилось с пристрастия в образ жизни.

Интерес к пчёлам возник у Сергея сам по себе, в семье этим никто не горел.

— Мне друг подарил первый улей и сказал: «занимайся». Без опыта это невозможно, пришлось идти на курсы для начинающих, — вспоминает он.

Так начался путь длиной в 20 лет. Сначала были лекции, потом работа бок о бок с преподавателем, который стал близким другом. Сергей изучал литературу, перенимал европейский опыт, а позже сам стал лектором на курсах пчеловодов.

Почему продавать мёд так сложно

Несмотря на всю романтику ремесла, бизнес-составляющая остаётся самой сложной.

— Это невыгодно. Очень много людей бросают пчеловодство даже при 100 семьях — дохода почти нет. Оптовая цена в разы ниже розничной, а на рынках мёд просто стоит, никому не нужный, — говорит собеседник.

Он уверен, что единственный способ удержать клиента — это знания и доверие.

— Я стараюсь сделать так, чтобы не было ни одного вопроса, на который я не смогу ответить. Люди это чувствуют и возвращаются. Все мои покупатели постоянные, потому что они приходят не просто за мёдом, а к конкретному человеку, — поясняет пчеловод. — Недавно я первый раз был на ярмарке, рядом со мной стояло 23 продавца, а заинтересованных в покупке нет, однако у меня получилось завладеть вниманием и сделать продажи.

На вопрос, как ему это удалось, Сергей поясняет:

— Нужно уделять время каждому, кто интересуется продуктом, рассказывать о сортах и свойствах. Если стоять молча, мёд никто не купит. Но стоит начать разговор — появляется очередь. Здесь решает харизма.

О продажах и ассортименте

Пчеловод признаётся: объёмы реализации напрямую зависят от широты ассортимента и подхода.

— Обычно даже крупные пасечники, работающие в розницу, реализуют не более тонны-двух в сезон. Я же могу продать до пяти тонн — за счёт переработки в продукцию с добавленной стоимостью. Это крем-мёд, сбитень (корень имбиря и сок лимона), настойки прополиса и даже медовое вино, которое выдерживается до трёх лет, — перечисляет он.

Цена рассчитывается по объёму.

— Литровая банка стоит 24 рубля, пол-литра — 12. В пересчёте на вес получается примерно 16 рублей за килограмм. Почти вся клиентура приходит по сарафанному радио. Люди ценят, что я не просто продаю, а разбираюсь, объясняю и консультирую.

Пасеки и цифры

Сегодня у Сергея девять пасек, некоторые из них в деревне Гаище, другие в деревне Козловка и Новодворщина, еще две в Воложинском районе.

— Нельзя держать всё в одном месте. Медоносная база ограничена: если поставить 100 семей рядом, мёда больше не станет. На гектар — 2–3 семьи, это золотое правило. К тому же, продуктивный радиус пчелы, с которого она приносит мед домой — 3 километра, — объясняет специалист.

Мужчина считает: успех в пчеловодстве напрямую зависит от желания развиваться.

— Я всегда стремился знать максимум. Изучал всё: от биологии пчёл до технологий содержания. Сейчас продолжаю читать научные работы, перенимаю опыт коллег, — делится он.

Тем более, что это непростое дело невозможно без страсти.

— Это занятие для фанатов. Даже если денег нет, ты всё равно будешь этим заниматься. Потому что пчёлы — это не бизнес. Это жизнь.

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59