Как обойщица из Минского района дарила уют столичным троллейбусам
Тысячи пассажиров, садясь в минский троллейбус, не знали, что уют их сиденья — дело рук Валентины Шуляк из деревни Селюты. 35 лет она занималась редкой профессией обойщика подвижного состава, возвращая вид новизны потрепанным креслам. Ее работа — это история о силе, сноровке и почти забытом ремесле, от которого зависел наш повседневный комфорт.
Валентина приехала в Минск в 1977 году. Почти сразу вышла замуж, родила двоих сыновей и работала на «Комсомолке» — нынешней «Милавице». Но судьбоносным стал совет знакомого перейти работать в «Минсктранс», чтобы молодая семья могла получить квартиру.

— Так я и оказалась в транспортном хозяйстве. Сначала подрабатывала, потом постепенно освоила все тонкости, — вспоминает Валентина. — Директор был хороший, видел, что я стараюсь, и доверял.
Так началась долгая история, в которой троллейбусы стали буквально частью жизни нашей героини. Рабочее место Валентины было оборудовано всем необходимым.
Процесс занимал несколько этапов.
— Снимают сиденье — этим занимается кузовщик. Привозят ко мне. Я по лекалу выкраиваю материал, накладываю его на поролон, подгибаю аккуратно по краю. Потом опускаю пресс, он прижимает заготовку, и быстренько простреливаю скобами. Если задержишься, складка уйдет или ткань поведет, — объясняет женщина.
Работа требовала силы, сноровки и терпения. Долгие годы использования большого степлера дали о себе знать — руки у Валентины устают и сегодня.

Почему сиденья изменились
Первые троллейбусы с кожаными сиденьями, как вспоминает Валентина, были мягкими и удобными. Со временем город перешел на тканевые сиденья. Они более долговечные, но внутри, под слоем обивки, неизбежно копится пыль, приходилось чистить лучше. Валентина и этим занималась. Она несколько лет проработала в ночной уборке подвижного состава — растила маленьких детей и выходила в смены по ночам.
Это была тяжелая, но уважительная работа — от нее зависел комфорт тысячи пассажиров, и хотя сама Валентина уже давно не связана с этим делом, привычка профессионального глаза осталась.
— Сразу вижу, где складочка неправильная, где натяжка гуляет, где спешили, — говорит она. — Но это все мелочи. Главное, транспорт должен ездить.
Рекомендуем