Меню

Какими запомнил годы войны в Афганистане житель Мачулищ

Фото: автора, из архива собеседника

Война ставит человека перед тяжелым моральным выбором, заставляя принимать решения, от которых зависит не только твоя  собственная судьба, но и судьба других. За период с 1979 по 1989 год в афганском конфликте погибло более 700 белорусов. Но даже среди этой адской реальности находилось место  состраданию и героизму. О боевых буднях узнали у ветерана Афганской войны, начальника секретной части гвардии старшего прапорщика в отставке Юрия Монахова.

Уроженец Костромы с детства был помешан на авиации, занимался авиамоделированием. Во время службы в армии попал в учебную часть младших авиационных специалистов по радиолокации. После этого распределился в 121-й гвардейский авиационный полк в Мачулищах, где и проходил свою срочную службу. По ее окончании Юрий Монахов понял, что авиация –  это его призвание. Написал рапорт и поехал в школу прапорщиков в Красноярский край. После снова вернулся на службу в Мачулищи.

– Техника была хорошая, современная, но что мне еще больше всего понравилось – коллектив. Уникальные люди, специалисты высшего класса, – вспоминает Юрий Анатольевич.

Можно было отказаться

Предложение отправиться в Афганистан по одиночной замене Юрий Монахов получил от командования штаба – и принял его.

– Если надел погоны, принял присягу – просто обязан выполнить этот долг. И  как бы там ни говорили, мол, людям тогда руки за спину заламывали, – это не так. От предложения можно было отказаться, – подчеркивает собеседник.

Афганский город Кабул встретил солдата пылью, 45-градусной жарой и засухой. Нашлись сразу и старые знакомые, которые радушно приняли новичка. Заверили: все нормально, Кабул относительно спокойное место.

Аэродром в Кабуле расположен на высоте 1800 метров над уровнем моря

Юрий Монахов прибыл в Афганистан на должность техника по авиационному оборудованию, хоть раньше он работал по радиолокационным станциям, ракетному вооружению. Однако быстро освоился, изучил новое оборудование.

– «Духи» (так советские военные именовали боевиков – моджахедов. –  Авт.) дали нам на акклиматизацию две недели. У нас на полосе было выстроено пять штурмовиков Су-25. В один из дней с гор нам прилетели «посылки» в виде реактивных снарядов, и как раз попали по самолетам. Из всех остался только один самолет, который летчик чудом смог вывести из-под удара, – отмечает собеседник.

Столичный аэропорт после этого стали обстреливать с частой периодичностью. Из-за наличия военной авиации международный аэропорт стал лакомым кусочком для террористов, стреляли они и по  гражданским  бортам. Однако воздушный порт был надежно защищен: помимо военной авиации его  охраняли Витебская 103-я дивизия, пехота и спецназ.

Не нужно искать приключений

– У нас на обслуживании были вертолеты, самолеты, однако я никогда не лез летать – ведь это не моя работа. Как говорится, не искушай Господа своего, – говорит Юрий Монахов.

Собеседник привел пример. Взлетал грузовой самолет. Его сопровождали вертолеты Ми-8, которые кружили вокруг аэропорта, обеспечивая безопасность. Перед очередным вылетом в сопровождение один из техников попросился покататься вместе с экипажем, и во время полета вертолет был сбит ракетой, выпущенной с гор.

– Стоило ли тому парню лезть в него? За время службы в Афгане убедился: не нужно искать себе приключений, – замечает Юрий Анатольевич.

Были случаи, когда военному технику приходилось спасать товарищей. Ракета попала в бомбосклад – взрыв, метнулся огненный гриб, но внимание Юрия больше привлек новоприбывший. Он стоял у входа в бомбоубежище и с удивлением наблюдал за происходящим. Опытный военный сразу понял: несколько секунд – и полетят осколки:

– Хоть он был намного крупнее меня, но я должен был что-то сделать. Я резко толкнул его рукой между лопаток – он как стоял, так и упал в убежище. Прыгнул вслед, а сверху в тот же момент по крыше застучали осколки.

Главное – не оставлять надежды

Каждый надеялся вернуться живым. Но ребят хоронили, отправляли ящики «Груз-200». Вроде шел солдат заправлять самолет, а в него попала реактивная ракета. Был человек –  и нет его, даже сапог не осталось… И два года спустя, как объявили вывод войск из Афганистана, военнослужащие до конца не знали, смогут ли они уехать оттуда живыми: стреляли боевики часто и интенсивно.

– В последние две недели, что нам оставалось находиться в Кабуле, город накрыл густой туман. Тогда у нас появилась надежда, что вернемся живыми, ведь при такой погоде ничего не видно, и стрелять, вероятно, никто не будет, – вспоминает собеседник.

15 февраля 1989 года Юрий Анатольевич и его боевые товарищи с аэродрома улетели военно-транспортным самолетом  Ан-26 своей эскадрильи

– Изменила ли меня как-то война? – задумывается житель Мачулищей. – Определенно да. Многие вещи изменились, изменились жизненные ценности. Очень долго я привыкал к обычной жизни после войны.

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59