Дорога – есть, автобуса – нет. Как в Колодищах решают проблему с транспортным сообщением
Казалось бы, строительство учреждений образования в любом населенном пункте – настоящий подарок для местных. Однако жизнь любит преподносить сюрпризы, как, например, это произошло в Колодищах. Год назад в микрорайоне Полигон открылась Колодищанская средняя школа №2, а спустя пару месяцев – ясли-сад №4 «Ступеньки детства». Тогда жители улицы Короткевича, да и не только, поняли: теперь они не смогут добраться до второй части агрогородка. Люди рассказали об этом даже корреспондентам телеканала ОНТ.
Предыстория
Колодищанцы бьют тревогу не просто так: между «старыми» Колодищами и микрорайоном Полигон действительно отсутствует регулярное транспортное сообщение. До ввода в строй новых учреждений образования такое положение дел всех устраивало. Об этом нам рассказал и. о. председателя Колодищанского сельисполкома Юрий Кустов.
– За весь год к нам поступило несколько обращений местных жителей с просьбой решить данный вопрос. Ведь отвезти детей в школу, садик, а затем забрать домой обратно достаточно проблематично тем, кто проживает в деревнях Липовая Колода, Глебковичи и по улице Короткевича, – пояснил Юрий Ирикович. – Кроме Колодищанской школы №2 и яслей-сада №4 в этом микрорайоне нет других госучреждений.
Жители агрогородка неоднократно писали и звонили в Минский райисполком, чтобы сообщить о проблеме. Очередной звонок поступил 3 сентября на прямую линию в МРИК, которую проводила заместитель главы района Ирина Тихонко. Колодищанка Алеся Вельчинская рассказала, что многих до сих пор волнует отсутствие регулярного транспортного сообщения между «старыми» Колодищами и микрорайоном Полигон. Также она поделилась новыми нюансами подвоза детей в школу: якобы по утрам они не вмещаются в переполненную маршрутку. Да и платить по 2 рубля в одну сторону родителям накладно, тем более многодетным.
6 сентября Ирина Тихонко, Юрий Кустов, директор Колодищанской школы №2 Андрей Боровиков сели за стол переговоров с жителями агрогородка. Интересы местных представляли трое, Алеся Анатольевна была одной из них.
Реальные случаи
Сперва обсудили проблему с подвозом детей в учреждение образования. Стоит сказать, что школьный автобус, в котором 23 места, доставляет ребят из деревень Липовая Колода, Глебковичи и с отдаленной улицы Короткевича. На сегодняшний день 50 детей нуждаются в подвозе.
– Мы организовали два рейса, первый – с 7.00 до 7.45, второй маршрут забирает детей с улицы Короткевича, и автобус возвращается уже ближе к урокам, в 8.20. Мы сообщили родителям: для централизованной доставки их детей к школе нужно написать заявление. Так, желающих с улицы Короткевича набралось 21 человек, – объяснил директор школы. – Два заявления еще стоят в резерве, но это решаемо. Сейчас некоторые родители отказываются от подвоза – просто мамы и папы школьников поняли, что их график работы позволяет отвозить детей самостоятельно.
Также Андрей Александрович отметил, что за неделю учебы некоторые дети два дня не пользовались автобусом.
– Согласно нашему положению, если ребенок пропускает три дня подвоза без уважительной причины, его снимают с очереди. Заявления мы принимали со 2 августа от родителей, все с правилами были ознакомлены, – уточнил Андрей Боровиков.
К слову, в этом году школа не планировала осуществлять подвоз с улицы Короткевича, так как были уверены, что детей из деревень Липовая Колода и Глебковичи наберется больше – там проживает 140 учащихся.
Приоритет отдали деревням, потому что они находятся в 12 км от школы, а улица Короткевича – в 6 км
Вместе с тем многим родителям было отказано в подвозе: некоторые папы и мамы просили забирать детей, проживающих на улице Волмянский Шлях.
– Данная территория по всеобучу относится к колодищанской школе – до этого учреждения образования идет общественный автобус, – уточнил Андрей Александрович. – Когда мы принимаем детей с не закрепленных за нами участков, обязательно предупреждаем родителей: они должны сами продумать, как их ребенок будет добираться до учреждения образования. Так что на сегодняшний день всех детей, родители которых написали заявление, к школе подвозят.
Ирина Тихонко спросила, как при таком раскладе получается, что школьники с улицы Короткевича добираются до учреждения образования в переполненной маршрутке.
– По вашим словам, Алеся Анатольевна, дети в общественный транспорт «не влазят». Как такое может быть, когда для них организован школьный подвоз? – поинтересовалась Ирина Васильевна.
Алеся Вельчинская объяснила: в первые дни учебы некоторые дети пытались добраться до школы самостоятельно на маршрутном такси. А когда не смогли доехать на этом транспорте, их родители решили, что будут отвозить детей самостоятельно.
Директор учреждения образования впервые услышал о таком случае, ведь обращений со стороны родителей в школу не поступало:
– Более того, не все дети, проживающие на улице Короткевича, пользуются нашим автобусом. В первый день, например, отсутствовали восемь учащихся (во время подвоза. – Авт.). При этом на уроки они явились. Кроме того, порой родители нас иногда шокируют. 6 сентября наблюдали следующую картину: едет наш автобус с детками, вдруг одна родительница решила преградить дорогу своим личным транспортом. Оказывается, ее ребенок должен был ехать первым рейсом, но она почему-то решила, что он поедет во втором, – рассказал Андрей Боровиков.
И еще директор добавил, что когда родители подвозят детей до остановки на своем личном транспорте, часто препятствуют движению автобуса – ставят машины колонной.
– Честно говоря, не понимаю родителей, у которых есть машина: если они могут подвезти до остановки, следовательно, могут и до школы. У некоторых семей из Липовой Колоды действительно имеются трудности с транспортом и с другими жизненными вопросами. А положенные их детям места забирают те, кто игнорирует элементарные просьбы школы, – заявил Андрей Александрович.
Присутствовавшие на встрече родители отметили: теперь они понимают, что у школьного автобуса все резервы исчерпаны.
На 365 населенных пунктов пристоличья ходит 12 школьных автобусов. На данный момент подбирают водителя в Боровлянскую школу №3, где охват территории гораздо больше.
В Гатово есть маршрут, автобус, но пока водить его некому.
– Дело в том, что найти водителя школьного автобуса в Минском районе достаточно трудно. Вы просто не представляете, какой отбор они проходят, ведь к кандидатам жесточайшие требования, – отметила Ирина Тихонко.
Алеся Верчинская понимает, что все не так просто, как кажется, и добавила: в прошлом учебном году к персоналу, осуществляющему подвоз, вопросов не возникало.
– На аппаратном совещании в райисполкоме рассматривалась ситуация с маршруткой. Так, если маршрутное такси вернется, стоимость проезда будет полностью компенсирована, – пояснила Ирина Васильевна.
На данный момент школьнику билет обходится в 1,50 руб.
Тогда присутствовавшие постановили: как только будет решена проблема доставки маршрутным такси детей с улицы Короткевича, необходимо провести опрос среди родителей. Ведь, возможно, одни согласятся на компенсацию и подвоз на маршрутном такси, а другие – на школьный подвоз.
– Главное – исключить случаи, когда одни и те же лица пользуются двумя способами доставки, – подчеркнул Андрей Александрович.
Безопасность детей – задача номер один
Затем присутствовавшие перешли к обсуждению ситуации на участке дороги по улице Короткевича.
– Безопасность детей в школьном автобусе гарантирована – у них безупречный водитель, они пристегнуты, у каждого есть индивидуальное место, а вот на самой дороге далеко не все в порядке. На трассе стоит знак ограничения скорости «70». Лично я не готова отправлять своего ребенка одного до остановки, поэтому утром я иду с ним, как и другие родители. Да, сейчас погода нормальная, по обочине пройти еще реально, но зимой ситуация в корне изменится. Я переживаю за ребенка, – сказала Алеся Анатольевна.
И. о. председателя Колодищанского сельисполкома Юрий Кустов сообщил, что на данный момент предприятие «Минрайгорремавтодор» занимается проектированием пешеходной дорожки по улице Короткевича.
– Я согласен с тем, что данная улица совершенно не оборудована даже для движения школьного автобуса. Если он пересекается с грузовым транспортом, машины не могут разъехаться, – рассказал Андрей Боровиков. – Развернуться автобусу по улице Короткевича тоже невозможно. Именно поэтому детям в среднем нужно идти километр и больше до остановки. Я с ужасом представляю, чтó будет зимой. Сугробы, темное время суток… Поэтому мы, администрация школы, направили обращение в сельисполком, чтобы дорожная служба провела ремонтные работы.
Алеся Верчинская предложила несколько идей:
– Я могу попробовать организовать субботник, чтобы мы, местные, расчистили дорожку от намытого песка для удобства пешеходов. Более того, заметили, что многие домовладельцы не соблюдают закон и благоустраивают территорию, прилегающую к их участкам с нарушениями: высаживают растительность, ограничивающую обзор, складируют грунт.
Юрий Ирикович сразу же понял, о чем говорит Алеся Анатольевна, – он давно борется с данной проблемой.
– Ни одного акта ввода я не подписал, когда человек залез не на свою территорию. Зона ответственности домовладельцев – территория участка, а на все, что за его границами, нужно получить одобрение сельисполкома, – отметил Юрий Кустов.
– Все, что было сделано до моего прихода на должность, я изменить в одночасье не могу. Но работа у нас ведется. Попробуем, конечно, на всех информационных ресурсах разместить объявления и призвать людей проявлять сознательность в подобных ситуациях.
Ирина Васильевна поддержала такую инициативу. Как говорится, вода камень точит: если граждане не поймут с первого раза, то с пятого до них дойдет. Тем более, можно направлять им предписания об устранении недостатков.
«После работы мы не можем добраться домой»
Вместе с тем заместитель председателя Минрайисполкома подчеркнула, что вопрос с регулярным транспортным сообщением в Колодищах решить сложнее.
– В пристоличье 365 населенных пунктов, при этом у нас нет своей автотранспортной организации. Например, в других районах Беларуси есть автопарки. Им в этом плане проще, они в рамках своего исполкома изучили пассажиропоток из одной деревни и из другой, подкорректировали маршруты. У нас, к сожалению, своего перевозчика нет, – объяснила Ирина Тихонко. – Долгие годы нас обслуживает «Столичный транспорт и связь». Им нужно соединить наши населенные пункты с Минском. И в связи с тем, что предприятие «Столичный транспорт и связь» переходит на электротранспорт, наши внутренние маршруты для них являются второстепенными.
Также Ирина Васильевна сообщила, что будет создана областная организация-перевозчик. Правда, в лучшем случае только в 2024 году.
– Для начала купим базу в Ждановичах, затем приобретем транспорт, и тогда уже сможем в рамках внутренних наших потребностей решать все проблемы. Сейчас стараемся договориться насчет маршрутов с предприятием «Столичный транспорт и связь» с учетом обращений пассажиров, – пояснила Ирина Васильевна. – Что касается маршруток, вы должны понимать: частники считают рентабельность. По словам перевозчиков, три рейса из 16 между «старыми» Колодищами и Полигоном заполняются, а вот остальные 13 рейсов маршрутка ходит пустая.
Затем родители подняли проблему с автобусом №31. Дело в том, что после 18.00 он не ходит.
– После работы мы не можем добраться домой. У автобуса маршрут такой: Полигон, Уручье и Колодищанское кладбище. Мы вот подумали: а что, если сделать остановку по требованию около улицы Анишкевича? «Столичный транспорт и связь» нам в этом отказывает из-за отсутствия необходимых условий. Каждый день мы ходим два километра по трассе, где транспорт носится со скоростью 100 км/ч, – рассказали местные жители.
Участники встречи пришли к выводу: проблему нужно решать с выездом на место.
А затем уже на месте убедились, что трасса, по которой ходят люди до остановки, действительно опасная: большегрузы, легковушки едут со скоростью 80 км/ч, а люди идут по обочине, которая, кстати, тоже не оборудована. И при этом уличное освещение отсутствует.
– Мы не просим дополнительный транспорт пустить, а хотя бы сделать остановку, чтобы автобус №31 мог останавливаться около улицы Анишкевича. Найти подходящее место – и все, – попросили местные.
– Вы поймите, страшно не только пешеходам, но и водителям. В непогоду на трассе может в любой момент произойти трагедия. А если сделать здесь остановку, естественно, никому не нужно будет идти два километра до поворота на Короткевича.
Юрий Кустов предложил еще одну идею, которая поможет разрешить ситуацию, – сделать разворотное кольцо по улице Сиреневая с остановочным пунктом.
– Главное – все согласовать с газовщиками, потому что там стоит подстанция. И если все получится, можно и школьный автобус отправлять на саму улицу Короткевича, – сказал и. о. председателя Колодищанского сельисполкома.
На чем сошлись
Так, приняли решение ознакомиться с ситуацией на улице Сиреневая. Вышли из машин и увидели – отсутствует дорожка для пешеходов, а виноваты в этом домовладельцы. Один высадил высокие туи, другой и вовсе решил оградить участок за забором бордюром. По ходу оживленной беседы специалистов и местных начали подходить другие жители. Интересовались, что же здесь так бурно обсуждают, дорогу измеряют.
Колодищанца Ивана Алеся Анатольевна сразу же предупредила: намечается субботник, хотели бы, чтобы он и другие жители агрогородка поучаствовали. Правда, он на предложение женщины ответил молчанием. Будем надеяться, что это знак согласия.
Побывали участники встречи и на том самом опасном участке трассы около поворота на Короткевича. Здесь бы явно не помешали пара тротуаров и, возможно, даже дополнительный пешеходный переход. Уж больно опасный участок не только для школьников, но и для взрослых.
В завершение участники встречи договорились, что соберутся еще раз. Ирина Васильевна пригласит представителей «Столичного транспорта и связи», «Минрайгорремавтодора», ДРСУ-735, сотрудников ГАИ и всех остальных. Каждый участник будущей встречи сможет открыто предлагать свои идеи. Не зря же говорят, что одна голова хорошо, а несколько – еще лучше!
Что говорят в интернете по этому поводу:
– Людей понять можно. Но и рентабельность перевозчиков никто не отменял. Пустые автобусы никто гонять не будет, – прокомментировал «Хищный пупс».
– То, что в Колодищах под 20 тысяч населения, как во многих городах, и из одной части в другую невозможно добраться на транспорте, а на оживленных улицах нет тротуаров, это не нормально, – написал некий Jopteu.
– Никто не говорит, что автобус не нужен. Но даже ради ста человек отдельный маршрут вводит не будут. Ибо нерентабельно. Тем более что проезд для деток в школу бесплатный, – отметил Bulbaminsk.
Текст: Валерия ГРАМОВИЧ
Фото автора