Какие места в Новом Дворе указывают на его великое прошлое
В агрогородке Новый Двор в глаза сразу бросается холмистый рельеф: высокие перепады встречаются по дороге на мост через реку Свислочь. Далее по правой стороне встречаются остатки брамы, через которые пролегает дорога к приходу Святого Архангела Михаила… Становится очевидно: корни истории здешних мест далеко в прошлом. Разобраться в том, какие сведения дошли до нас, и что можно сделать, чтобы их стало больше, нам помогли историк Александр Апанович и уроженец агрогородка Михаил Захаренко.
Новый Двор – старинное городище на Игуменском тракте, где в былые времена останавливались путники. Здесь был гостиный двор, корчма, почтовая станция. Конечно, военная крепость, курганы, 5 из них можно увидеть на въезде в агрогородок (по правому берегу реки Свислочь). К слову, при раскопках курганов в Гатово нашли бронзовые топоры.
По легенде, под дорогой сразу после моста есть подземный ход. «Я его не видел, но все старенькие местные жители рассказывают, что его засыпали, чтобы «детей там не загубило». Говорят, якобы пан ходил по нему на кладбище. Но обычно подземный ход делали для военных целей, когда есть крепость – чтобы отбить врагов, зайти в тыл, порубить их в капусту и вернуться обратно. Это очень дорогое и сложное мероприятие (создание подземного хода. – Авт.). Вероятно, его сделали именно для этого, а не чтобы пан ходил по ночам на кладбище», – рассказывает историк Александр Апанович.
Великокняжеское владение
Новый Двор упоминается в Переписи войска Великого княжества Литовского. Омельяна Служку с украинских земель, юга Руси привез сюда Свидригайло. Он дал Служке Воложин и Новый Двор за хорошую службу. У Омельяна Служки был герб «Остоя», на котором изображены вертикально стоящий меч и два полумесяца – это свидетельствует, что он участвовал в героических битвах против турок-османов.
В середине XVI столетия отец и сын Григорий и Николай Служки несли службу у великого князя в Минске и окрестностях. В 1567 году Григорий выставлял со своего минского двора 14 всадников в войско Великого княжества.
– Новый Двор был скорее военно-государственным поселением. Валентина Лемтюгова в своей книге писала, что Новый Двор – не просто новый, старый, лысый двор, а именно великокняжеское владение, которое конкретно выделялось за службу. Потому что Новых Дворов много – под Минском, в Польше, – приводит данные Александр.
Чем еще выделяется населенный пункт? Владелец Нового Двора в конце XVIII в. Антоний Прушинский построил каменный костел. Например, в Королищевичах он был деревянный, а здесь – каменный. Это значит, что Новый Двор был более влиятельный.
Новый Двор находится на возвышении относительно Свислочи – крепость строилась довольно высоко. Если высота валов, на которых сейчас стоят детский сад и школа, составляет два-три метра, то в прошлом они были в два-три раза больше
На местном кладбище можно увидеть остатки надгробий на могилах семьи последнего владельца Нового Двора, представителя прусской дворянской фамилии, занимавшей в Российской империи многие посты в государственном аппарате, Ивана Бунге.
В конце XIX века он был хозяином крупных имений к югу от Минска, центральной усадьбой стал его дом в Новом Дворе. В 1898 году в раннем возрасте у него умер сын, это стало большим горем для семьи. Иван и Олимпиада Бунге решают уделять особое внимание образованию крестьянских детей из Нового Двора и окрестностей. В 1903 году по инициативе и на средства Ивана Бунге было построено одноклассное народное училище. Сегодня на его месте находится Минский завод ветпрепаратов – внешне очень современное здание.
На месте школы могла быть усадьба
Собеседники рассказали, что в агрогородок приезжала историк, специалист по дворянским усадьбам. По ландшафту она определила, что на месте школы и была расположена усадьба, а не возле прихода, как принято считать. На это, в частности, указывали кустарниковые липы. Они появились там не просто так – создавали «театр ветров», где располагался оркестр.
Промышленный профиль царил на здешних территориях с давних времен.
«От лошицкой усадьбы и в сторону Нового Двора были огромные сады: яблоневые, вишневые. Скорее всего, это было предусмотрено для нужд бровара. Со стороны Сеницы, Прилук были парковые хозяйства. В Королищевичах Прушинские заложили парк Чапского в миниатюре. В деревенском костеле стоял орган, проводились вечера органной музыки», – перечисляет владелец агроэкоусадьбы «Эколенд» Михаил Захаренко.
Туристический потенциал, очередные открытия
Как мы и сказали ранее, Новый Двор расположен рядом Игуменским трактом. Под асфальтом находится вымощенная камнями дорога – брук. К слову, для военных городов Игумен (с 1923 года – Червень) имел большое значение. Но время берет свое: карьеры, соответственно, нарушали рельеф, ландшафт. Изменялось русло реки – нетронутым оно осталось только ближе к Гатово. Поэтому сегодня, уверены Михаил и Александр, важно сохранить кусочек Игуменского тракта.
– На геофаке БГУ есть кружок геоэколога, мы объявили конкурс на лучший туристический креативный проект по пространству. Замыслили сделать карту по слоям, где можно было бы увидеть изменение ландшафта, путей сообщения, русла рек. Это все сложно, требуется время, но будем потихонечку изучать, – рассказал Михаил о первых шагах.
Обустраивать туристическую мекку в Новом Дворе агроэкоусадьба планирует с Новодворским центром традиционной культуры. В планах провести два фестиваля – исторический и «Зёлак» (зёлкі – полезные лекарственные травы), который уже успел зарекомендовать себя.
Кстати, в начале 2000-х несколько лет подряд проводилось гладиаторское шоу «Кастра Нова», что в переводе с латыни означает «Новый Двор»
Сюда съезжались поклонники античной культуры не только из Беларуси, но из России, Польши.
– Сейчас мы также плотно сотрудничаем с приходом Святого Архангела Михаила, который расположен в части усадьбы. Интересно узнать, что это за маёнтак (поместье, имение. – Авт.), это был домик прислуги или нет. Пытаемся найти информацию, они – по своим архивам, мы – по своим, – рассказал Михаил Захаренко.
Это интересно
На въезде в Новый Двор сохранились остатки брамы – высоких ворот, на которых обычно висели часы. Столбы пытались снести во времена СССР сельскохозяйственной техникой, но не смогли: не позволил очень глубокий фундамент, а также качество старинного кирпича, он очень крепкий.
На той же улице раньше была великолепная липовая аллея. Михаил Захаренко помнит: на улице вьюга, дождь, но как только сворачивал в браму, в эту аллею – попадал в какое-то иное пространство. Там царили тишь и благодать.