Как художник из Крупицы учит детей смотреть на жизнь под другим углом
В Крупицкой детской школе искусств уже более 20 лет в детях и подростках воспитывает чувство прекрасного Виктор Козел. За эти годы свой путь в мир искусства и архитектуры нашли десятки человек: благодаря стараниям педагога-художника они не только овладели ремеслом, но и воспитали в себе Человека.
Отличительной чертой педагогики мастера является то, что он старается сделать процесс рисования для детей увлекательным посредством… чтения. Если сейчас полезно-нравоучительный или познавательный текст можно включить фоном на компьютере, то раньше Виктор читал на занятиях вслух.
– Если это сказка, то мы выделяем главный смысл, сюжетную линию. Обсуждаем: если бы изобразили услышанное, то в каких символах, как это передать, – рассказывает процесс перехода от морали к изображению на бумаге Виктор Козел.
Как ладить с детьми Виктор Козел знал с детства: ему часто приходилось нянчиться с племянниками. Свою роль определенно сыграло и то, что он с 10 лет был окружен ребятами разного возраста – вместе они жили в республиканской школе-интернате по музыке и изобразительному искусству им. И. О. Ахремчика. Собственно, именно в этом учреждении будущий педагог и получил базу.
– Первым учителем по рисованию была моя сестра. Брат тоже что-то лобзиком вырезал… Но самое большое впечатление на меня произвел профессиональный художник. Это был шурин директора школы, который приезжал летом. В свободное время он ходил на природу, рисовал. Это меня завораживало, – вспоминает Виктор Козел.
Художников в его роду не было. Отец – сварщик, мать – бухгалтер. Но чувство прекрасного жило в семье: дед столярил, бабушка рукодельничала, все в доме украшала, перышки красила в ванилиновых красителях.
Во время школьных уроков маленькому Вите предоставлялась привилегия делать рисунки для конкурсов. За школьной партой рождались лучшие работы, которые впоследствии и проложили путь Виктора в республиканскую школу-интернат по музыке и изобразительному искусству им. И. О. Ахремчика, куда по итогам смотров взяли будущего пятиклашку за его талант. Для сельского мальчишки – а он родом из деревни Матьковцы, что в Вилейском районе – в Минске открылся иной мир. Жизнь наполняли коллективные походы в кино, музеи, летние пленэры, общение с единомышленниками, разговоры об искусстве и истории.
– Мы есть продолжение своих педагогов, мы их недоработки и их успехи, – уверен художник. – По этой причине тот опыт, который я получил в общении с педагогами, всякий раз прилагаю к своей педагогической практике. Вместе с тем еще в детстве я получил очень важный урок: ребенок – это личность, и он требует внимания. Поэтому взрослый должен его предоставить. Я делаю именно так. Не всегда прямо, порой косвенно.
Поддержка сыграла большую роль
Работать педагогом в Крупицу Виктор Козел приехал по распределению после учебы в БГУКИ. Детская школа искусств в пристоличье тогда была экспериментальная, ее расширяли с обычной музыкальной до общеэстетической. Молодой человек мог стать директором центра культуры в Новоселье или Михановичах, но в итоге выбрал южный агрогородок, где вот уже 23 года учит местных детей азам искусства.
– Здесь работал мой однокурсник Денис Гром. Меня привлекла фольклорная «кухня» — ансамбль «Крупіцкія музыкі»… Благо, столица рядом и это существенно не меняло моих дел: я по-прежнему колесил со своей музыкальной группой по рок-фестивалям, играл в театре с профессиональными актерами. Круг знакомств определял приложение моих творческих сил, – отмечает собеседник. – Владимир Николаевич и Зоя Макаровна Гром помогли взять участок и начать строительство дома, житейским советом. Они сами приехали с Полесья, им приходилось устраиваться в жизни. Сколотили знаменитый на весь мир коллектив, привлекли специалистов, хорошие музыкальные семьи. А какой огромный вклад внесли в развитие тех же «Крупіцкіх музык»! Ровно таким же образом и я чувствовал на себе ответственность. Они дали мне старт.
Дети все впитывают как губки
Сегодня Виктор Козел ведет рисунок, живопись, композицию. В ДШИ также есть два предмета декоративно-прикладного направления: художественная роспись по дереву и керамика.
– С годами становится все больше благополучных детей. Как и родителей, заботящихся о детях, желающих развивать их в эстетическом плане. Раньше были ученики из проблемных семей, поэтому приходилось одновременно быть и педагогом, и в какой-то степени замещать родителей, давать нужные жизненные советы, – рассказывает Виктор. – Много лет назад у меня училась девочка, мама которой выпивала. Что у нее в жизни может быть хорошего? Я уделял ей время, общался. Как-то прочли сказку о Золушке, она вдохнула и проронила: «Да, значит не всегда будет так плохо». Помню, очень сожалел, когда они переехали в другое место, потому как на расстоянии я уже не мог ей помогать. Но спустя время знакомая передала мне от нее привет – тогда эта девочка была уже студенткой архитектурно-строительного колледжа.
Интересуюсь, неужели чтение действительно так важно на уроках, казалось бы, совсем иного направления? Виктор отвечает, что это необходимость: «Сейчас дети больше смотрят (видео. – Прим.). Может быть в жизни не прочитают то, что поможет формированию внутреннего человека. А так хотя бы услышат».
Если в Крупице кому-то надо что-то сфотографировать, сделать видеоролик или сверстать буклет рекламной продукции, все идут к Виктору! А еще он делает декорации для творческих номеров и соломенные фигуры для районных соревнований.
Но помимо работы Виктор старается находить время и для других дел для души. Конечно же, это написание картин, а также – что стало открытием уже в конце нашей встречи – иллюстрирование книг! Художник сотрудничает с авторами детских и исторических изданий. Так, он уже проиллюстрировал несколько детских книг Олега Грушецкого, исторических – Евгения Зубовича.