Зачем сортировать мусор, если всё сбрасывают в один мусоровоз? Ответ искали на полигоне ТКО в Заславле

Представьте, что вы добросовестно разделили пластик, стекло и бумагу, отнесли всё в предназначенные для этого контейнеры, а прочие отходы – в бак для смешанного мусора. На следующий день вы видите, как всё это сваливают в одну мусоровозную машину. Возникает вопрос: а зачем сортировать, если все равно отходы смешают и повезут на одну свалку?
Чтобы найти ответ, мы отправились на полигон твёрдых коммунальных отходов (ТКО) вблизи Заславля, и поговорили с теми, кто каждый день видит результат наших усилий, ну или их отсутствия.
Небольшое отступление. Несколько лет назад ГП «Минрайтеплосеть» сделало важный шаг: бесплатно раздало жителям частного сектора в Минском районе, в том числе и Заславля, контейнеры для раздельного сбора отходов. Всего граждане получили (на ответственное хранение) 6848 штук таких контейнеров для раздельного сбора смешанных коммунальных отходов и смешанных вторичных материальных ресурсов. Казалось бы, вот он, прорыв! Теперь у каждого есть возможность легко и правильно сортировать мусор прямо у себя дома. Но что на самом деле происходит дальше?

Что находят в контейнерах для вторсырья?
На полигоне нас встречает мастер Дмитрий Уткин. Здесь кипит работа: прессуют ПЭТ-бутылки и из цветного пластика, полиэтиленовую плёнку, картон, алюминиевые банки из-под напитков. Владимир Демиденко ловко управляет вертикальным прессом, справляясь с мягкими отходами. Это ценное сырьё, которое вскоре должно получить вторую жизнь.

А путь к полиэтилену начинается с одних из самых тяжелых участков во всех смыслах: первичной сортировки, на которой вручную разгребают завалы отходов Александр Прокопчик и Елена Никитина, а после направляют по транспортерной ленте на линию досортировки. Здесь трудятся женщины, чей ежедневный подвиг обычно остаётся незамеченным. Жанна Кияшко, Татьяна Киц, Светлана Савелёнок и Наталья Галюк – именно они разрывают пакеты и отбирают то, что мы с вами должны были отсортировать ещё дома.

– На контейнерных площадках и на самих баках написано: пластмасса, стекло, бумага. Но люди, однако, бросают всё, что ни попадя. Всё, буквально всё, – с горькой улыбкой рассказывает Жанна.
Что же они находят в контейнерах для вторсырья? Опасные предметы: батарейки, лекарства, шприцы, капельницы. Биологические отходы: остатки еды, собачий и даже человеческий биотуалеты, дохлых кур, кролей… Натыкаются и на целые сумки с одеждой, интимные предметы для взрослых, детские игрушки, также на бытовой мусор, который должен был оказаться в общем контейнере.

– Процент извлечения вторсырья здесь – около 35, – поясняет Дмитрий Уткин. Но он мог бы быть значительно больше. Если бутылку привозят отдельно, как, например, делает Минское лесопарковое хозяйство, то цифра доходит и до 70%.
К слову, линия досортировки рассчитана на извлечение 3 тысяч тонн в год вторичных материальных ресурсов (ВМР). Также на полигоне работают ИП, обязанные, и по договору подряда, люди, которые на «картах» самого полигона вручную извлекают ВМР из тех мусоровозов, в которых находятся смешанные отходы.
Жителям Заславля, Колодищей и Сёмково раздали контейнеры для ТБО и ВМР. Если бы люди нормально сортировали мусор, был бы результат. Но, увы, сегодня культуры сортировки нет. Поэтому отходы вынуждены пропускать через досортировку.

От мусора до новой вещи
Всё, что героически отбирают работники полигона, не пропадает зря.
- ПЭТ-бутылки превратятся в химическое волокно.
- Полиэтиленовая плёнка станет новыми пакетами.
- Автомобильные шины едут на переработку в Гродно, где из них делают покрытия для детских площадок и беговые дорожки, настилы для животноводческих ферм, и проч.
- Стекло и макулатура обретают вторую жизнь на специализированных заводах.
Сортировка на полигоне – это тяжёлый, опасный и малоприятный ручной труд. Люди защищаются лишь перчатками. Могут надеть ещё маски. Их работа была бы в разы легче и эффективнее, если бы каждый из нас не счёл за неподъёмный труд и разделил заранее отходы ещё до того, как они окажутся в контейнерах.
Полигон в Заславле – это не конец пути нашего мусора. Это лишь промежуточная станция, и от того, как мы поведём себя на старте – у себя на кухне – зависит, превратится ли эта станция в современный перерабатывающий комплекс или в гору проблем для будущих поколений.

Вектор работы с людьми сместился
Недавно был проведен мониторинг качества сортировки отходов в Заславле и Сёмково. В контейнерах, ожидаемо, увидели «кашу».
– Хотя государство и затратило уйму денег на изготовление и раздачу населению контейнеров под разные отходы с целью уменьшения неперерабатываемого мусора. И когда нас просят провести анализ по сортировке, мы говорим честно – нет эффекта. Пока люди не научатся культуре обращения с мусором и делать элементарное – отличать бумагу, картон, стекло, пластик от объедков, очистков, прочих отходов, именно неперерабатываемых, – наши усилия будут тщетны, – отмечает начальник управления по саночистке ГП «Минрайтеплосеть» Анатолий Козелецкий.

Пример – Петришки. Там поставили контейнеры для раздельного сбора мусора, провели с жителями встречи, объяснили и показали, как пользоваться. Казалось бы, если чего-то недопонял, глянь на памятку на контейнере, там всё предельно понятно и доступно объяснено, что куда класть. Через время приехали проверять контейнеры. В желтом – не ВМР, а… картофельные очистки.
– Такое ощущение, что из вредности это делается. Конечно, можно допустить, что кто-то из взрослых попросил ребёнка выбросить мусор, и не предупредил, в какой контейнер положить пакет. Но, это маловероятно, – говорит Анатолий Козелецкий.
Заместитель директора по обращению с отходами ГП «Минрайтеплосеть» Александр Мякинник отмечает, что именно поэтому сейчас продвигается идея обращаться не ко взрослым, в упор не желающим делать совсем не сложные манипуляции, например, положить в один мешок бумагу, а во второй то, что осталось на тарелке, – а к детям.
– Мы решили идти в детские сады и показывать малышам, как правильно разделять разные отходы по цветным контейнерам. И кажется, они нас понимают лучше, – подмечает он.

Оператор ВМР выделяет значительные средства на разъяснительную работу с подрастающим поколением. Вскоре будут переизданы буклеты, которые сотрудники Минрайтеплосети уже раздавали в школах и дошкольных учреждениях Заславля. Но их оказалось недостаточно!
Минрайтеплосеть сегодня идет навстречу всем. Забирает даже тот мусор, который ушлые граждане машинами привозят по ночам на контейнерные площадки. Очевидно, что так «шкодничают» не только те, кто не заключал официальный договор на вывоз отходов, но и те, кто не захотел выписать контейнер для строительного мусора.
– Более того, привезут, выгрузят, сфотографируют, а затем звонят на 115, шлют туда фотографии и сообщают о завалах на площадках, – рассказывает Александр Петрович. – Предприятие вынуждено убирать – другого выхода нет.


Что можем сделать мы? Простой совет от тех, кто в теме
Мы поинтересовались у собеседников, как донести до людей, что в сортировке мусора все-таки есть смысл. Ответ оказался простым и единодушным: начинать надо с детского сада. Воспитывать культуру обращения с отходами в детях, а они, в свою очередь, возможно, научат своих родителей. Объяснять, зачем нужны жёлтые контейнеры, и показывать, что из полученного сырья можно сделать полезные вещи.
Пока же, глядя на бескрайние залежи смешанных отходов, куда сваливают всё подряд – от строительного мусора и старой мебели до яблок, слив и травы с приусадебных участков, – понимаешь, насколько длинен путь к разумному потреблению.

Рекомендуем




