Проблемы старых новоселов нового Новоселья или почему на селе жить нехорошо
В эти новогодние дни мы желаем друг другу исполнения желаний, а порой стараемся их исполнить сами, чтобы доставить радость дорогим людям. У каждого свои желания. А у жителей Новоселья их три, но на весь давно уже немаленький агрогородок: чтобы не тратить целый день на визит к врачу, чтобы безопасно передвигаться по ровным и освещенным дорогам и чтобы вернули прежние маршруты автобусов. Но обо всем по порядку.
КИЗ в Новоселье, который местные неофициально назвали «Новоселье-3», стали строить еще в 2009 году. Большую часть участков здесь выделили нуждающимся в улучшении жилищных условий, в том числе многодетным. Но целый ряд наделов люди покупали за свои кровные, выложив по 12 – 20 тысяч у. е. Тогда им обещали, что не позднее двух месяцев после сдачи домов в эксплуатацию на новых улицах будут и электричество, и вода, появятся дороги… С тех пор здесь построили 150 домов.
Первые строения люди возводили при помощи электрогенераторов. Сейчас электричество есть, воду провели, свои улицы люди отсыпали в ПГС за собственные средства – с каждого домохозяйства ушло примерно 1000 у. е. Но дороги между улицами, где жилых домов нет, так и остались «дикими». Стоит пройти дождю, и, ступая по размякшей глине, можно остаться без обуви… Мы оказались там, когда все было покрыто снегом. Пешком с непривычки удалось пройти метров 10 – дальше я не рискнула. Скользко, под снегом замерзшая неровная земля – страшно упасть. Освещения нет. Транспорт не ходит, личное авто в наличии далеко не у всех. Но зато у всех есть дети. На каждой небольшой улице по 15– 20 ребят. Как им ходить в школу утром, когда еще темно, или возвращаться домой в полной темени? Ведь фонарей-то нет…
В школу наощупь
Чтобы добраться до школы (кому 1500 м, а кому и 2800 м), надо выйти на дорогу H8938 Крылово – Карасевщина –Дуличи. Тротуаров нет, освещения нет (три старых фонаря на всем протяжении, но даже если они горят вечером, это мало что меняет). Дети жмутся к несуществующей обочине, а мимо пролетают фуры, автомобили местных жителей и многочисленных работников расположенных в Новоселье предприятий.
Пешеходные дорожки здесь тоже не предусмотрены, поскольку считается, что в сутки по дороге проходит менее 200 человек.
«Но у нас гораздо больше людей пользуются этой дорогой, в том числе сотрудники предприятия «Белвнешрыбторг», — говорят местные. – А пользовалось бы еще больше, если бы этот путь был безопаснее. У нас ведь здесь построились в основном бывшие минчане. Многие, чтобы возвести собственный дом, продали трешки и купили однушки, кто-то на съем ушел. Но переехать не могут, потому что условий никаких. Детей страшно в школу отпустить».
Председатель сельисполкома Ольга Антоненко говорит, что дорога здесь действительно очень востребована и что пользуются ею точно не менее 200 человек. А другого пути в школу у детей нет.
Дорога выполнена в ПГС, ямочный ремонт здесь делают – щебнем подсыпают. Но стоит проехать большегрузам, и ремонта как не бывало. Проблема с покрытием здесь круглогодичная. Если растает снег, а потом ударит мороз, дорога превращается в каток.
«И что нам, коньки надевать? – негодует местный житель Дмитрий. – А летом тут грейдер пройдется – и все камни наружу. В темноте и голову можно свернуть. А самое главное, машины тут несутся со скоростью 90 км/ч, чтобы ямы пролететь».
Знаков, ограничивающих скорость, нет. Вдоль дороги заброшенная ферма, где любят отдыхать пьяные компании.
На многочисленные обращения жителей в инстанциях отвечают, что освещение улиц может быть установлено одновременно с капитальным ремонтом дороги.
“Проблема с дорогами у нас давняя, – комментирует Ольга Антоненко. – В 2021 году мы снова обращались и в ДРСУ-194, и в УКС Минского района с просьбой решить нашу проблему и включить Новоселье в план по освещению и капитальному ремонту дорог, но пока все еще ждем”.
Как рассказал нам директор филиала КУП «Минскоблдорстрой» – ДРСУ-194 Александр Сухолет, программа по ремонту дорог в районе в этом году еще не сформирована, а освещение не в компетенции ведомства.
По поводу того, что дорога покрывается ледяной коркой, нам ответили: дороги в ПГС солью не посыпаются. Согласно нормативам, их посыпают песком с добавлением 5% соли, чтобы увеличить сцепление поверхности с колесами, но не для того, чтобы снять ледяную корку.
Участок дороги возле школы тоже вызывает массу вопросов. Фонари есть, но часто выходят из строя.
Недавно подрядчик одного из предприятий устранял здесь проблему с водой, и на дороге рядом со школой более двух недель оставалась яма диаметром три и глубиной два метра. Один из местных вечером угодил в яму – сам выбрался, а кроссовки остались… Люди ждали, что яму закроют, и не выдержали: многодетный отец Алексей Макеев позвонил на прямую линию председателю Минского райисполкома Владимиру Юргевичу, пожаловался на проблему. «Спасибо председателю, проблему решили очень быстро, – говорит Алексей. – Жаль только, что такие вопросы приходится решать главе района».
Проблемы с дорогами из-за частого порыва труб здесь не редкость.
Старый водопровод не выдерживает, аварии случаются несколько раз за сезон.
Сам Алексей живет в старой застройке, но и там проблем немало. Недалеко от его дома выездная дорога на Минск, на перекрестке улиц Центральной и Поддубной, рядом с лесничеством, вся дорога в рытвинах и колдобинах: трафик многочисленных большегрузов местных предприятий достаточно интенсивный. «Почему предприятия не включаются в решение проблемы, ведь они тоже заинтересованы в нормальных дорогах?» – задаются вопросом местные.
А еще Алексей не понимает, почему в новой застройке оптоволокно провели, а в старой так и остался медленный интернет. «Вечером скорость очень низкая и мобильный интернет ну никак не спасает».
Отдельный разговор – переход к населенному пункту под гродненской трассой. Он не освещается, а ямы такие, что уже не один человек упал, набив синяки и шишки.
Надо сказать, что вопрос по дорогам и освещению жители поднимали еще четыре года назад, когда на встречу с населением приехал экс-глава нашего района, а ныне губернатор Гомельской области, Иван Крупко.
Тогда у людей появилась надежда, потому что Иван Иванович обещал решить проблему с дорогами и освещением. И может, что-то и решилось бы, но глава района получил новое назначение, и планы остались нереализованными.
Добраться до большой земли
Как уже говорилось выше, личный транспорт здесь есть не у всех. Поэтому, чтобы облегчить детям дорогу в школу, жители «нового Новоселья» стали просить продлить маршрут автобусов. Но в связи с тем, что протяженность пути чуть менее трех километров (не хватило около 200 метров. – Авт.), их просьбу не удовлетворили. А вскоре почти в три раза сократили число прежних маршрутов.
«Как будто поиздевались над нами, – говорят люди. – Только пришел ответ, что маршрут не продлят, и буквально через пару дней появилось это новое расписание. Отменили автобусы, на которых люди добирались до работы. Ладно отменили бы мало востребованные, которые курсировали в обед, но даже утренний семичасовой убрали из расписания!» Маршрутные такси доходят только до центра населенного пункта. А если идут уже переполненные, в Новоселье не останавливаются. Поездка в них стоит 2,80 руб. Согласитесь, съездить в Минск туда и обратно, да еще общественным транспортом там воспользоваться, – и за месяц набегает довольно крупная сумма.
Куда девать подростков
Надо отметить, в Новоселье внешкольное образование для детей младшего возраста и взрослых организовано достаточно хорошо. И хореография, и вокал, рисование, и фитнес, и библиотека.
А вот для подростков нет ничего. Некоторые отдают своих чад в столичные спортивные секции. Но не каждый на это отважится, учитывая, что возвращаться домой ребенку приходится около 21.00 в полной темноте.
«Пожалуйста, напишите, что нам очень здесь нужен бассейн», – просят пожилые граждане из «нового Новоселья».
А многодетные переживают: «Хоть бы тренажерку небольшую сделали. Куда подросшим детям свою энергию девать? Ни тренажерного зала, ни стадиона. Или кафе кто построил – оно было бы очень востребовано».
Вместе с тем родители благодарят депутата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Валентину Курсевич: «Мы обращались к Валентине Вацлавовне с просьбой помочь решить проблему с окнами в школе. Депутат подключилась, и сейчас все окна в классах уже новые. Большое ей спасибо», – отмечает многодетная мама Анна Макеева.
Инфраструктура
Как и многие жители пристоличья, здесь жалуются на отсутствие банкоматов. Отделение банка работает в Новоселье лишь раз в неделю, по средам: с 9 до 17 с перерывом на обед с 13 до 14.
На письма местных с просьбой установить банкомат отвечают, что жителей недостаточно. Но ведь это только по последним данным здесь зарегистрировано 1680 человек. Но очень скоро в Новоселье сдадут новые пятиэтажки, и жителей прибавится, по крайней мере, на 600 человек.
«У нас мало магазинов. «Копеечка» здесь небольшая, а если после работы пришел – попробуй достояться. Очереди и в двух других маленьких магазинах. Более того, там у нас нет самообслуживания», – говорит местная жительница Алеся Хованская.
С промтоварами и бытовыми услугами здесь совсем беда: метр резинки купить – поезжай в Минск, обувь отремонтировать — туда же. Ни химчистки, ни ремонта бытовой техники. «Да что там, – жалуется пожилая жительница. – У нас один аптекарь. Часто она, как и многие сейчас, болеет, так что если срочно надо лекарство, приходится ехать в Минск. Ну хоть бы подменного аптекаря нам давали…»
За медпомощью – за 50 километров
Но, пожалуй, самая наболевшая проблема здесь – медицинское обслуживание.
«У нас работают только два врача общей практики, один принимает здоровых, другой больных. Взрослые и дети – все идут к одному специалисту, а работают они в амбулатории только с 8.30 до 12.30, – говорят местные. – Попробуй успей».
«Кровь на анализ можно сдать только по вторникам и четвергам с 8.30 до 11.30. И в очереди стоят все вместе: и больные гриппом, и больные ковидом, и выздоравливающие – человек 30–40», – жалуются люди.
«Нет педиатра. У двухлетнего ребенка, который дышал с трудом, пропустили воспаление легких. Когда врач приезжает к ребенку, сразу признается: я не работаю с детьми, могу не услышать. Ну как так?» – недоумевают родители.
«Узких специалистов нет, анализы дважды в неделю можно сдать: по вторникам и четвергам. А если в пятницу заболел?..»
«Это хорошо, если машина есть, а если нет, то пройди 2,5 км с больными детьми до остановки и поезжай в поликлинику №1 на улице Осипенко, где принимают тех, кто относится к Боровлянской ЦРБ»,– жалуются жители новой застройки.
Как оказалось, в поликлинике на Осипенко очень мало узких специалистов.
«Как мы комиссию в детский сад проходим – это вообще весело. В амбулаторию узкие специалисты не приезжают. На Осипенко детского невролога нет, хирург – то есть, то нет. Съездишь несколько раз то на Осипенко, то в Боровляны (туда и обратно до ЦРБ примерно 90 км. – Авт.), за транспорт выложишь больше, чем за платное обследование…»
«У нас ребенок сломал палец, и мы поехали на Осипенко, а там пересменка. Пока достоялись, рентгенкабинет закрылся… И вот чтобы такую простую проблему решить, надо раза четыре съездить туда и обратно. А ведь с такой проблемой больничный не дают, а мы-то работающие люди, – рассказывает многодетная пара.
О беременных женщинах разговор отдельный. Они ищут родственников, друзей и знакомых в Минске, по месту жительства которых прикрепляются к городским поликлиникам – так надежнее и проще, чем курсировать между Новосельем, поликлиникой на Осипенко и Боровлянами.
Недавно многодетная мама Ирина с троими болеющими детьми школьного возраста вынуждена была добираться в Боровляны с тремя пересадками, потратив на дорогу около 50 руб. А по времени, с учетом дороги, ожидания в очереди и самого приема, это около семи часов в пути и очереди с больными детьми.
Местные не закрывают глаза на плюсы. Наоборот, очень хвалят физиопроцедурный кабинет и свою медсестру.
«Когда я обращалась по вопросу прикрепления к ближайшей поликлинике в Минске, мне сказали, что у нас есть возможность прикрепиться к 26-й поликлинике в Каменной Горке, – рассказывает Алеся Хованская. – Но в этом случае мы теряем возможность вызова врача на дом и посещения физиопроцедур в своей амбулатории».
Как пояснил нам заместитель главврача Боровлянской ЦРБ Виталий Ошарин, здесь действует территориальный принцип оказания медицинской помощи, но по согласованию с главным врачом возможно прикрепиться к учреждению не по месту регистрации. «Однако главврач вправе и отказать, если его специалисты загружены. Вместе с тем, если случай острый, в помощи никто не откажет», – пояснил он.
«Но почему не организовать у нас регулярный прием узких специалистов, как в других амбулаториях? Чтобы врач приехал и с определенной периодичностью дежурил здесь весь день, чтобы работающие люди тоже могли попасть на прием? Тогда бы и поликлиника №1 на Осипенко, и боровлянская разгрузились бы», – недоумевает многодетная мама Анна.
Где живет водяной?
«И несмотря на все это, у нас здесь много плюсов, – говорят местные. – И воздух свежий, и мы дружные. Люди работы не боятся».
Это правда. Регулярно они на волонтерских началах организуют «чистый патруль» и собирают мусор вдоль дорог, очищают местный пруд.
«Здесь некуда на природу выехать. Вот мы пруд чистили, знаете сколько замшелых бутылок достали… Но если берег мы можем убрать, то сам пруд почистить мы не в силах, пусть бы нам техникой помогли…»
А пока родители говорят детям: «К пруду не ходите. Там живет водяной».
Они недавно и парк посадили, деревья для которого тоже нашли сами.
А еще сбросились и на собственные средства, а также при поддержке предприятий «Белвнешрыбторг» и «Профистиль» начали строить воркаут-площадку для взрослых на территории школы.
Все, что могут сделать сами, – люди делают, ни средств, ни сил не жалея. А когда не в силах – обращаются в инстанции. У многих из них уже огромная стопка многочисленных ответов из ведомств разного уровня. Но чаще всего им отвечают, что или средств нет, или что не одни они страдают…
«Понимаете, мы стучим в каждую дверь не просто для себя. Хочется, чтобы деревня не умирала, чтобы дети наши здесь оставались жить. А то махнут рукой и переедут снова в город».
Президент Беларуси регулярно заостряет внимание на необходимости совершенствовать систему государственных социальных стандартов по обслуживанию населения, чтобы у жителей сельской местности были комфортные условия, не хуже, чем в городе.
«Мы очень просим, чтобы те люди, которые отвечают в инстанциях на наши письма, просто к нам приехали и посмотрели на нашу проблему. Не на бумаге, а изнутри. И мы уверены, что тогда дело сдвинется», – говорят местные.
Текст: Анна ГАЛКОВСКАЯ
Фото: Анна ГАЛОВСКАЯ