Храм вместо центра развития: в Прилесье спор о строительстве церкви разделил жителей
Спустя два месяца после обострения конфликта, жители деревни Прилесье вновь встретились с представителями власти. Центром дискуссии, как и прежде, стало строительство храма — вопрос, который расколол местное сообщество на два лагеря.
Позиции сторон остаются непримиримыми: одна группа жителей выступает против строительства, ссылаясь на возможные проблемы с инфраструктурой и нарушение процедур согласований, другая надеется на скорейшее появление церкви и не понимает причин задержек.
Как обстоит ситуация на сегодня?
Минский райисполком и облисполком, рассмотрев все обращения, подтвердил, что процесс согласования признан законным, и оснований для отмены решения о строительстве нет. Но напряженность в деревне сохраняется, и чтобы расставить все точки над i, дать возможность высказаться каждой стороне, 6 ноября состоялась повторная встреча.

— Проект строительства прошел согласование со всеми структурами. Три раза данная концепция рассматривалась в архитектурном совете и получила одобрение. Будущий храм будет небольшим, аккуратным, — отметила в начале встречи заместитель председателя Минского райисполкома Ирина Тихонко.
На предыдущей встрече некоторые жители интересовались, не станет ли храм долгостроем. Представители Минской епархии отметили, что Белорусская Православная Церковь поддерживает проект и гарантирует финансовую помощь в случае необходимости.

Голоса «против»: альтернативы и опасения
Далее слово взяли жители Прилесья. Один из участников встречи сразу же обозначил, что он готов вести диалог лишь с односельчанами: по его мнению, жители других населенных пунктов не должны решать судьбу деревни.
— Мы не против церкви, но мы против того, чтобы она появилась именно в этом месте, ведь на данный момент строительство храма посреди населенного пункта сделает невозможным дальнейшее развитие этой местности, — отметил мужчина.
Кроме того, он рассказал, что инициативная группа местных разработала проект по благоустройству данной территории.
Однако за последние 5-7 лет в Минский райисполком не поступали заявления от жителей насчет этого участка земли
Далее каждый из участников пытался взять слово, чтобы объяснить свою позицию, почему он «за» или «против» строительства. Особенно громко спорили по вопросу правильности подсчета голосов по итогам опроса, который проводился по домам двумя сторонами конфликта.

На встрече присутствовали жители не только Прилесья, но и микрорайона Сосны, граничащего с деревней. Минчане считают, что храм нужен.
— Когда вы (жители Прилесья. – Авт.) стали нашими соседями, мы были не против. Мы бы хотели построить у себя храм, но места нет. Так почему же вы не хотите учитывать и наше мнение, как соседей? – спросила минчанка.
Благочинный 3-го Минского районного церковного округа протоиерей Андрей Крутелев пояснил, что храм возводят не для одного населенного пункта, а для прихода в целом. И чтобы зарегистрировать религиозную общину, в нее должны входить минимум 20 человек.

Однако противники строительства храма начали апеллировать другими фактами. Снова напомнили, что ранее они самостоятельно прокладывали коммуникации, поэтому не хотят, чтобы кто-то ими пользовался для своих целей. Кроме того, они уверены, что проект строительства храма согласован с нарушениями, а мнение жителей деревни вовсе не учитывают.
Позиция архитекторов
Заместитель председателя комитета по архитектуре и строительству Миноблисполкома Роман Воравко обратился к собравшимся с разъяснениями. Он подчеркнул, что выдача разрешительной документации в Беларуси четко регламентирована.

— Начиная с предварительного выбора земельного участка, который согласовывается с комиссией, включающей все заинтересованные службы, — заявил Роман Воровко. — В дальнейшем была разработана градостроительная концепция, прошедшая общественное обсуждение. Этот эскиз дает наглядное представление об объекте, и я думаю, вы все с ним ознакомились.

Объекты религиозного назначения относятся к общественной зоне, которая нормально располагается с жилой застройкой, и ее наличие в населенном пункте — обычная практика
Отвечая на сомнения в законности, Роман Воравко был категоричен: «Контролирующие органы очень жестко за этим следят. Никакого самостроя здесь нет. Вы не доверяете нам — пожалуйста, есть прокуратура. Она перепроверит».
Он заверил, что все обращения граждан были рассмотрены, а отрицательных заключений от специалистов о невозможности строительства не поступало. Отдельно остановился и на альтернативных предложениях жителей: по мнению специалиста, реестр градостроительной документации, на который люди, возможно, и ссылались, неактуален, а представленные ранее проекты по данному участку не были реалистичными.

Призыв к объединению и ответ на опасения
На встрече жители нескольких населенных пунктов смогли вновь донести свои аргументы до руководства района и области, а представители власти — разъяснить юридические аспекты своего решения. Диалог состоялся, однако к общему знаменателю стороны так и не пришли.
Завершая собрание, Уполномоченный по делам религий и национальностей Александр Румак призвал стороны к спокойствию и взаимному уважению. Он также отметил, что его обязанность – согласовывать каждый земельный участок под строительство храмов, и процедура была соблюдена.

По мнению Александра Румака, храм должен объединять людей, а не наоборот: «Мне неприятно быть свидетелем этого, когда строительство храма разделяет людей. Любой храм в нашей стране объединяет», — подчеркнул он.
Также Уполномоченный ответил на одно из ключевых опасений жителей: возможность проведения в новом храме заочных отпеваний (так называемых «отбиваний»), которые могли бы привлечь большое количество посторонних людей. Чиновник заверил, что в Белорусской Православной Церкви эта практика строго регламентирована. «Отбивания налево и направо не проводятся. Определены приходы, где проходит отпевание, и в большинстве своем это происходит в ритуальных залах», — заявил он.