45 лет у доски. За что учитель Дубовлянской школы любит свою работу
В мире, где быстро меняются ценности и приоритеты, есть люди, которые остаются верными своему делу на протяжении десятилетий. Примером является преподаватель русского языка и литературы Дубовлянской школы, посвятившая 45 лет своей жизни обучению и воспитанию молодого поколения. Ее аудитория – не просто класс, а площадка для обсуждения идей, обмена мыслями и формирования жизненной позиции. Учитель Дубовлянской школы рассказала о педагогических методах и о том, как она вдохновляет своих учеников на познание мира через книги.
Раиса Вадимовна Роенко родилась на Витебщине, росла в простой советской семье, где профессия учителя ассоциировалась с престижем. Ее отец очень любил учиться, особенно обожал литературу. Даже запрещал дочери читать без его присутствия.
– Помню, придет он с работы, снимет куртку, и мы садимся рядом, чтобы читать вместе, – рассказывает о своей подростковой жизни собеседница.
Раиса Роенко окончила филологический факультет БГУ. Мужа после университета распределили в агрогородок Большевик, а она устроилась на работу в Дубовлянскую среднюю школу учителем русского языка и литературы
– Вот так я и прописалась в Минском районе навечно, – отмечает учитель.
За 40 лет преподавания в Дубовлянской средней школе женщина лишь единожды сменила должность учителя на завуча.
– Но это было недолго. Я поняла, что сердце желает другого и снова вернулась в преподавание, – собеседница.
Как учитель Раиса Вадимовна формировалась долго: посещала курсы, тренинги, занималась самообразованием.
В 2004 году Раиса Роенко участвовала в конкурсе «Учитель года». Она в составе группы из 59 человек обучалась на курсах в Санкт-Петербурге
Там она узнала о технологии развития критического мышления и до сих пор применяет эти знания на практике. Этот метод преподавания развивает интеллектуальные способности ученика, позволяющие ему учиться самостоятельно.
На вопрос: «Какой из предметов вам больше по душе: язык или литература?», отвечает:
– Русский язык, если хочешь достичь результата, – это кропотливая, каждодневная работа. Литература теплее откликается в моей душе, – объясняет свое мнение филолог.
Женщина прочла «Войну и мир» еще в школе. Когда дошла до момента смерти князя Андрея, он приходил ей во сне целую неделю. Смогла вернуться к книге только через два месяца. Уж так эта сцена ее впечатлила!
Как пробудить интерес учеников
По словам учителя, нужно начинать изучение произведения с лекции. Если педагог рожден с даром увлекательно преподносить информацию, то и его ученики обязательно заинтересуются и прочтут произведение..
– Помню, провела лекцию по Владимиру Маяковскому. Затем с учениками прочли его произведения. После урока подходит ко мне ребенок и говорит: «Раиса Вадимовна, я прочитал всего Маяковского, что нашел, но так и не понял, за что вы его так любите?» Тогда я пришла к мысли, что лекцию провела отлично, ведь я тоже его не люблю, – смеется собеседница.
Советы начинающим преподавателям
Учитель должен быть строгий и добрый. Нужно уметь закрутить гайки и тут же их расслабить, только тогда появится результат. Надо искать способы пробудить интерес к обучению и повысить мотивацию.
– Не бойтесь совершать ошибки, все можно исправить. Не оступается тот, кто ничего не делает, – утверждает педагог.
На вопрос: «А что для вас быть учителем?», Раиса Вадимовна отвечает: «Приходить с улыбкой на урок и уходить с улыбкой с урока. Все остальное покажет жизнь!».
И этот лозунг, с которым по школьным ступенькам идет Раиса Роенко, видимо, отлично работает, потому что дети ее обожают. Это доказывают не только нынешние ученики, но и выпускники Дубовлянской школы. Некоторые ребята после окончания учебы регулярно навещают ее в школе, а если видят на улице, сразу подходят поболтать и поделиться последними новостями.
– Я, к сожалению, некоторых и не сразу узнаю, ведь у стольких детей преподавала. Но так радуюсь, когда встречаюсь с выпускниками на улице, понимаю, что работаю не зря, – с теплотой вспоминает учитель.
Как привить любовь к литературе детям
Ребенок должен постоянно видеть своего родителя с книгой. Как правило, дети читают в семьях, где читают мама с папой. Все люди рождаются с интересом к познанию, малыши задают вопросы взахлеб. И как бы вы ни устали, никогда от них не отмахивайтесь.
– Первые серьезные книги, которые бы я порекомендовала для прочтения ребенку, – произведения Жюля Верна. Они формирует личность, достойную уважения: честную, сочувствующую, способную оказать помощь, – уверяет преподаватель.
Каждое произведение формирует человека как личность. В литературе существует нравственный аспект и именно от таких книг нельзя отказываться, особенно в раннем возрасте.
– Например, «Маленький принц» – произведение, которое ставит человека перед выбором: это хорошо или плохо, оно обязательно к прочтению. Эта книга подходит для любого возраста. Она об одиночестве, неординарности, взаимопонимании, – размышляет Раиса Вадимовна.