Воспитывают и дарят любовь: кто и как живет в детской деревне в Боровлянах
Вырастая, мы рано или поздно покидаем родительский дом, но в памяти он остается на всю жизнь. Сколько бы нам ни было лет, мы каждый раз возвращаемся в детские воспоминания, где было тепло, легко и понятно. А есть и те, кто, повзрослев и построив свою жизнь, принял решение поделиться домашним уютом с ребятами, лишенными этого. Речь идет о приемных родителях и родителях-воспитателях.
Представьте картинку: весеннее утро, воздух, едва прогретый восходящим солнцем, ровная улочка, по обе стороны которой расположены симпатичные двухэтажные домики. Примерно так выглядит детская деревня «Истоки. Корреспондент Млын.by познакомился с родителями-воспитателями, чтобы самим ощутить: для людей с большим сердцем чужих детей не существует.
«Ходит по группе и повторяет, что за ней мама пришла»
История Елены Сокол из Молодечно как родителя-воспитателя началась 11 лет назад. У них с мужем Сергеем есть дети от предыдущих браков, а совместного ребенка не было. Поэтому задумались, чтобы стать приемными родителями.
— Нам предложили такой вариант: переехать в детскую деревню. Хотя у нас была своя фирма по химчистке. Муж также работал водителем на комбинате, а тут как раз нуждались в водителе автобуса, — вспоминает Елена. — Мы приехали на собеседование, посмотрели, как там все обстоит. Ничего не испугало, поэтому решили попробовать.
Мечта — иметь совместного ребенка — у пары осуществилась. Причем о беременности Елена узнала как раз во время прохождения медицинской комиссии, из-за чего план стать родителями-воспитателями пришлось отложить. Но от идеи не отказались. И через три года супруги переехали в детскую деревню. Сразу взяли на воспитание четверых детей. Но в доме бывало и до 11 ребятишек.
Разумеется, родителей-воспитателей дети называют по-разному: кто-то говорит «дядя/тетя», кто-то предпочитает по имени-отчеству. А есть и те, для которых необходимо просто знать, что у него есть мама, пусть и приемная.
— Сейчас, когда младшую из садика забираю, ей воспитательница говорит: «Мама пришла». И она ходит по группе, повторяет, что за ней именно мама пришла, — отмечает Елена.
Сегодня в их домике проживает восемь детей, но взрослые помнят каждого, кто прошел через их родительские руки. Например, одной из первых была девочка по имени Катя.
— Они с мужем в один день родились, но с разницей в сорок лет. Одинаковые группа крови и резус фактор. У нее уже своя семья, но связь не теряется. Вот мы с мужем как-то обсуждали: «А где это наша Катька?», и через два дня она звонит, — пожимает плечами Елена.
«Я с двумя справиться не могу, а у вас — 10!»
Ольга и Сергей Бандаревичи, когда еще жили в Минске, взяли в семью приемную девочку Катю. Инициатором стал муж.
— Потом открылась детская деревня, и мы вместе с Катюшей и своими двумя дочерьми переехали сюда. Решиться было тяжело, но я и ранее приезжала сюда в гости к подружке, расспрашивала обо всем, сама наблюдала. Предлагали еще дом семейного типа в столице, но там давали квартиру, а для нас было важнее жить именно в доме, где есть свой двор, — объясняет причины выбора Ольга.
Хотя остаться в детской деревне супруги решились не сразу. Приехали, расставили мебель в домике, а потом, ближе к ночи, собрали вещи и уехали. На тот момент страх превозмог. Вернулись примерно через неделю — и так уже 12 лет работают в детской деревне.
Первоначально в их домике поселились братья — Дима (1 класс) и Сережа (6 класс).
— Оказалось, все не так страшно. Вот даже сейчас общаешься с людьми, они говорят: «Я с двумя не могу справиться, а у вас — 10!». Может, просто привыкла, но у меня уже нет такого страха, — делится Ольга.
К каждому ребенку в этой семье ищут свой подход. Например, есть девочка Лена. Изначально она пугалась любого резкого движения, зажималась, поэтому в доме создавали такие условия, чтобы та почувствовала себя защищенно и уверенно. И счастливая улыбка не заставила себя ждать!
Есть в семье и Ангелина, очень коммуникабельная и дружелюбная.
— Мне тут нравится играть с куклой, коляской, машинками. Еще люблю лепить и раскраски, — рассказывает девочка. — Здесь мне очень хорошо жить, прекрасно. Мне нравится тут.
«Одной было очень тяжело, но дети вытянули»
Наталья Каптюх пришла в детскую деревню работать вместе с мужем. Своих детей у них — трое, старшему на тот момент было 20 лет, младшему — 13.
«Мне часто задают вопрос, почему мы решили стать родителями-воспитателями. Но я думаю, это все-таки дается свыше. Если оттуда такую мысль не пошлют в голову, сам к этому не придешь».Наталья Каптюх, родитель-воспитатель
— Как-то с мужем смотрели телевизор, показывали рекламу приемного материнства, — вспоминает Наталья. — И я в шутку сказала: «Давай возьмем приемных детей». А потом эта мысль стала навязчивой, и мы взяли двоих сестричек. Одной было 2,5 года, второй — 3,5.
Как только девочки оказались в машине у Натальи, та начала переживать, как справиться с такими малышами. Но родные дети приняли сестричек очень тепло, благодаря чему процесс адаптации был не таким уж сложным.
— Младшая Анжела не разговаривала вообще. Когда забирали ее, психолог предупредила, что на контакт девочка ни с кем не идет. И дома так было: посадили на диван — и она сидит, как кукла. На вопросы не отвечала, а только кивала головой. А потом, дня три прошло, я разговаривала с Анжелой, а она вдруг встала и начала мне прическу делать. И так продолжалось неделю беспрерывно! Так мы начали общаться. А когда через месяц приехали к психологу, та спросила: «А что вы с ребенком сделали, она говорит и говорит!», — смеется Наталья.
А через два года, в 2009-м, приемная семья переехала в детскую деревню, где приняли еще шестерых детей — родных братьев и сестер. Наталья с мужем жили в любви и взаимопонимании, чем делились с каждым ребенком. Но в 2021 году на семью обрушилось несчастье: умер глава семейства. Тогда Наталья приняла решение уйти из детской деревни и вместе с детьми стала жить как приемная семья в Молодечно. Но недавно получила предложение вернуться, от которого не смогла отказаться.
— Здесь условия другие, здесь легче. Организована работа педагога-психолога, социального педагога, поликлиника рядом. Только вернулась на другую территорию: раньше работала в Ждановичах, теперь — в Боровлянах. Когда осталась одна, было очень тяжело, но дети помогали, вытянули. Да, без опоры нелегко, но что сделаешь, жизнь такая, — вздыхает женщина.
Кстати, ее родная дочь вместе с мужем тоже стали родителями-воспитателями, а саму Наталью те дети называют бабушкой. Такая вот огромная семья, в которой царят безграничная любовь и уважение.
Директор детской деревни «Истоки» Илья Жилич:
— Мы всегда рады приходу новых родителей-воспитателей и создаем для этого все условия.
В семи километрах от Минска в благоустроенных двухэтажных коттеджах для детей и родителей созданы комфортные условия. Светлые, просторные комнаты оснащены необходимой мебелью. Большие гостиные. Хорошая современная бытовая техника — от пылесоса до посудомоечной машины. Большая территория. Для детей есть игровые и спортивные площадки, футбольное поле с искусственным покрытием. Школа и детский сад расположены в непосредственной близости. Также рядом — поликлиника и магазины.
Мы стараемся обеспечить родителям-воспитателям хорошие условия труда, предлагаем достойную заработную плату, оплачиваемый отпуск на 58 дней в году. Вместе с тем, даем им замечательную возможность поделиться внутренним теплом с теми детьми, которым это необходимо. И, конечно, всегда готовы принять в пока еще пустующие домики новых ответственных родителей.
144 ребенка в 17 семьях проживают сейчас в детской деревне.