Как жительница Чуриловичей после смерти молодого мужа и дом построила, и дочерей воспитала
Встреча с пожилым человеком – это возможность прикоснуться к истории, наполненной яркими событиями, богатым опытом и невероятной мудростью. Жизненный путь того, кто прошел через множество испытаний и трудностей, нередко становится примером для нас, представителей молодежи. Мы встретились с 84-летней Марией Савченковой из агрогородка Чуриловичи. Наша собеседница считает, что нет ничего невозможного и с любыми крутыми поворотами судьбы можно справиться, если рядом есть те, ради кого хочется жить.
Мария Сергеевна родилась в Котягах, там же выросла, встретила свою вторую половинку.
– Тогда он был солдатиком! Ходил в самоволку из Мачулищей и заглядывал в наш сельский клуб. Так за танцами и познакомилась с Толиком. Все как у всех… Закрутилось-завертелось! Сам он из Калуги, поэтому после дембеля ездили туда два раза, – рассказывает Мария Савченкова. – Пожили с ним в Котягах у моей мамы, а потом поехали в Минск.
В столице молодая пара поселилась на съемной квартире, два года вместе работали на одном предприятии. Позже решили вернуться в Минский район.
– Просто Толику предложили устроиться в колхоз ветврачом. Недолго думая, переехали обратно, тем более что здесь нам предоставили квартиру в финском домике, – говорит Мария Сергеевна. – Потом я пошла в садик поваром. Все было хорошо: жили, работали, детей воспитывали. И вдруг случилась беда…
В 32 года Анатолий умер. Мария осталась одна с двумя маленькими дочками: Людмиле было 4 года, Жанне – 2.
– В тот день муж возвращался с работы. Упал посреди деревни. Его положили на остановке на лавочку, а потом пришли ко мне на кухню (в детском саду. – Авт.) и сказали: «Мария, твой мужик помер», – с болью вспоминает пенсионерка. – Вскрытие показало, что причина смерти – сердечный приступ. Было тяжело, но понимала, что опускать руки нельзя. Помогала мне мама, то молоко давала нам, то кусочек сала. Большего она и дать не могла.
С того момента жизнь Марии Савченковой разделилась на до и после. Жанну и Люду она отводила в садик, а затем шла на работу.
– Потом устроилась на звероферму, где с 1977 года трудилась день и ночь. Мне нужны были деньги, чтобы детей поднимать. Платили нам хорошо, но работа была не из легких. Живности у нас хватало, поэтому не сидели сложа руки. И тяжелые бидоны тягала, и кормила скот. Убирала клетки за песцами, норками, фретками, – отмечает собеседница. – Каждое утро ходила по четыре километра туда и обратно по полю в любую погоду. Возвращаясь домой, нужно было и с дочками побыть, и с хозяйством разобраться, я тогда еще держала свиней и корову.
Мария Сергеевна проработала на звероферме 17 лет, затем ушла на пенсию
Время шло, Жанна и Люда подрастали. Маме, соответственно, становилось легче. Дочки поддерживали порядок в доме, помогали управляться с хозяйством. Младшая уже в 4 классе и свиней кормила, и корову самостоятельно доила. Ведь девочки видели, как маме одной тяжело. А Марии нужно было не только в одиночку детей воспитывать, но и дом строить.
– Директором зверофермы был у нас грузинчик. Такой хороший человек! Когда нужна была помощь, всегда к нему обращалась. Построили эту хибару, моя сестра с мужем поклеили нам обои. Потом директор дал мне денег и машину, чтобы мебель купить в дом. Он и воду, и газ мне помог провести. А когда ему нужна была моя помощь, то и я всегда откликлась. Например, просил заменить сторожа, который регулярно уходил в запой. Я, конечно же, оставалась на дежурствах. Младшая моя тогда с собакой ко мне приходила на работу, чтобы еду мне передать на ночь. Деточки мне мои очень помогали! Повезло мне с ними, – признается Мария Сергеевна.
По сей день сильная женщина живет в этом доме. Одинокой себя не считает, ведь каждую субботу к ней приезжают родные: дочери, внуки и правнуки. Ежедневно они звонят ей и спрашивают о самочувствии, о том, как прошел ее день.
Жить в частном доме нелегко, а уж тем более в таком солидном возрасте, но Мария Савченкова со всеми хлопотами справляется. И у нее есть главная помощница – соцработник Татьяна, которая два раза в неделю к ней заглядывает в гости.