Какие изменения в учебном процессе ждут учеников и учителей с 1 сентября говорили на педагогической конференции
На педагогической конференции «Гуманизация – базис системы образования пристоличья», которая 30 августа прошла в Минске, обсуждали новаторские методы преподавания, достижения учреждений образования района, инклюзивное обучение. Не забыли и про молодых специалистов – об их будущем жилье тоже шла речь. А ещё председатель Минского райисполкома Владимир Юргевич сравнил уборочную кампанию с работой педагогов.
В этом году лозунгом педагогической конференции стало «учиться сегодня – лидировать завтра». Участники мероприятия обменялись передовым опытом, а гостям рассказали, почему именно их учреждение лучшее из лучших. А в связи с тем, что нынешний год в нашей стране – Год исторической памяти, звучали рассуждения о важности темы геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны.
О ценности конференции высказала председатель Минского районного Совета депутатов Наталья Жук:
– Надеюсь, что на таком масштабном мероприятии педагогам зададут настрой на будущий год, – высказалась Наталья Анатольевна. – Конечно, конференция организована для того, чтобы подвести черту уже позабывшемуся за лето старому учебному году, но важно дать педагогам напутствие на следующий год, чтобы он был успешным, полным достижений и модернизаций. Наши учреждения образования достаточно сильные не только в районе, но и в республике, поэтому хочется, чтобы дети хотели учиться, а учителя учить.
Конференцию посетили также председатель Минского районного исполнительного комитета Владимир Юргевич, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по образованию, культуре и науке Людмила Подлужная, председатель Минской районной организации РОО «Белая Русь» Татьяна Ишкова, председатель Минской районной ветеранской организации Анатолий Моисеев.
Вместе со своим заместителем Ириной Тихонко и начальником управления по образованию Минского райисполкома Людмилой Лукша, Владимир Иосифович ознакомился с работой и достижениями учреждений образования пристоличья, а также обозначил возникающие в процессе обучения проблемы, в том числе требующуюся реконструкцию и пристройку некоторых зданий.
Помимо этого, участникам конференции были показаны несколько выставок. Одна из них – «Минувших лет святая память», на которой были представлены экспозиции, сделанные руками детей и педагогов районных учреждений образования, а также презентация элементов школьной формы для 2022/2023 учебного года.
Концертную программу начал коллектив учащихся Боровлянской школы № 2 с театральной зарисовкой «Будем жить».
Расставляем акценты
С докладом-презентацией о системе образования района выступила Людмила Лукша. В своем выступлении начальник управления по образованию Минского райисполкома подвела итоги уходящего учебного года и обозначила задачи на грядущий.
По ее словам, современные глобальные экономические и социальные изменения поставили перед системой образования новые задачи, важнейшая из которых – подготовка образованных, нравственных, предприимчивых и компетентных личностей, способных самостоятельно принимать решения в ситуации выбора и прогнозировать возможные последствия.
Учащиеся должны отличаться мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладать развитым чувством ответственности за свою судьбу и судьбу своей страны. Задача педагогов – способствовать качественному изменению образования и соответствовать требованиям времени.
– Качество образования сегодня – это создание новой инфраструктуры и образовательных программ, оснащение учреждений образования современным оборудованием, использование цифровых инструментов и обеспечение информационной доступности, – заявила Людмила Константиновна.
Людмила Лукша обозначила: на сегодняшний день не представляется возможным обеспечить всех детей Минского района местами в учреждениях дошкольного образования, однако в 2023 году сверх установленных нормативов будет принято около 1,5 тысячи детей.
Инклюзивное образование
Сегодня система специального образования пристоличья обеспечит возможность получения образования детям с особенностями психофизического развития независимо от степени выраженности и качества имеющихся нарушений. Количество детей с особенностями психофизического развития остается в районе стабильно высоким.
Получение специального образования и коррекционно-педагогической помощи обучающимся с ОПФР осуществляется на базе учреждений дошкольного, общесреднего образования и на дому. Продолжена работа по совершенствованию системы ранней комплексной помощи, обеспечение реактивности, доступности образования для учащихся, развитию инклюзивных процессов образования.
Точкой роста в этом году, по словам Людмилы Константиновны, должна стать работа по увеличению охвата дополнительным образованием детей с ограниченными возможностями, а также ресурсное обеспечения качества доступности
Оснащение классов
Также была выявлена положительная динамка роста профильных классов в 2022 году, в том числе педагогических и аграрных классов. Однако встает вопрос о недостаточном профильном обучении учащихся, так как был выявлен низкий уровень поступления в университеты по профилю.
Остается актуальной проблема оснащения школ компьютерными классами. По словам Людмилы Лукши, несмотря на то, что все школы имеют выход в интернет, проблема новейшего оборудования стоит очень остро. В новом учебном году за ней будут пристально следить. Несмотря на это, практически во всех школах установлены видеокамеры, пропускные пункты, тревожные кнопки и пожарные сигнализации.
На данный момент в большинстве школ компьютерам более 10 лет
Людмила Лукша также отметила важность раскрытия талантов учащихся и помощи в их развитии через создание индивидуальных образовательных маршрутов, инклюзивного образования и ранней профориентации.
Как отмечает Людмила Константиновна, все учреждения образования Минского района провели качественную подготовку к принятию детей в стенах школы: помимо благоустройства территории, был выполнен и ремонт внутренних помещений. Более 20 школ были признаны лучшими по итогам объезда и изучения готовности к 2022/2023 учебным годам.
В районе продолжаются работы по оснащению районных учреждений дошкольного образования современными средствами обучения. На сегодняшний день полностью подготовлено более 81% учреждения
В 2023 году поменяются требования к итоговой аттестации: совмещение выпускного и вступительных экзаменов не только станет одним из направлений разгрузки учащихся, но и позволит на всех уровнях определить качество полученных знаний.
– Система образования должна не только обучать, но и воспитывать, –подытожила Людмила Лукша. – Сохранять государственность, формировать будущее детей, нашего района, нашей страны.
Слово дали каждому
За качественную подготовку к началу 2022/2023 учебного года, создание комфортных, безопасных условий для организации образовательного процесса Людмилой Лукша были вручены благодарности руководителям учреждений образования.
Лучшие районные учреждения образования выступили с докладами о достижениях и задачах своих школ. К презентации администрация школ и дошкольных учреждений подошли с креативом: одни показывали ролики, снятые и смонтированные учениками, в то время как другие демонстрировали зарисовки и театральные постановки. Руководители также познакомили аудиторию и почетных гостей с молодыми специалистами, задействованными в их школах. Некоторые из них бывшие выпускники учреждений.
Помимо этого, прошла питч-сессия «Учиться сегодня – лидировать завтра», где вместе с Людмилой Лукша напутственное слово о лидерстве и успехе педагогам дали директор Михановичской школы Владимир Калиновский, «Ученик года Минской области – 2021» в номинации «Творческая деятельность» Анастасия Соболевская, директор УПК детский сад – средняя школа д. Старое Село» Михаил Прокофьев, учитель белорусского языка и литературы УПК детский сад-средняя школа аг. Лошаны Елена Кочан и воспитатель дошкольного образования высшей квалификационной категории Григорий Полозов.
С обращением к педагогам выступил и Владимир Юргевич. В своей речи председатель Минского районного исполнительного комитета связал ход уборочной компании с работой педагогов:
– Я рад, что вместе мы делаем один результат – вы, педагоги, выращиваете зерна в лице наших школьников, которые, благодаря профессиональному подходу, будут настоящими патриотами.
Владимир Иосифович также обозначил проблематику учреждений образования. По его словам, за последние два года проблема с острой нехваткой мест решается посредством пристроек и реконструкций зданий учреждений образования, однако в полной мере вопрос обеспечения местами всех нуждающихся в местах в школах будет решаться только в этом году.
В ходе конференции Владимир Юргевич выслушал пожелания от руководств школ по преобразованию учреждений. Владимир Иосифович отметил, что он понимает: некоторые новаторские подходы к обучению требуют материальной помощи, поэтому такие просьбы будут удовлетворены по мере возможности. Председатель выразил готовность помочь учреждениям образования всем необходимым.
Глава района также отметил достижения школ и садов и выразил благодарность их руководству. Особая благодарность была высказана тем педагогам, кто участвует в предвыборных кампаниях и направляет своих учеников на масштабные мероприятия района.
В своем выступлении председатель Минрайисполкома затронул тему обеспечения жилищными условиям молодых специалистов. По его словам, на экспертизу уже поданы несколько жилых зданий, а вопрос о том, какой статус им придать, будет решаться совместно с председателем Миноблисполкома Александром Турчиным. Точечно и по мере потребности молодым специалистам будут выделены жилищные места к 2023 году, к примеру, в строящихся кооперативах, а также будут выделены соответствующие квоты.
Глава района вручил почетные грамоты и благодарности от Минского районного исполнительного комитета, почетные грамоты Министерства образования Республики Беларусь лучшим педагогам пристоличья.
Текст: Анастасия ФИГУРИНА
Фото: Анастасия ФИГУРИНА