Меню

Маленькая женщина, укрощавшая стальных гигантов. Она построила в Заславле 16 многоэтажек

Маленькая женщина, укрощавшая стальных гигантов. Она построила в Заславле 16 многоэтажек
Фото: автора, из архива собеседницы

Первая публикация о Катерине Илькевич появилась в нашей газете в 1988 году. Тогда фотокорреспондент Курчевский на стройке детского сада в Заславле заприметил, как ловко рычагами гусеничного крана управляет «какая-то девочка» (как потом выяснилось, мама двоих детей).Это история становления ответственного специалиста, женщины, которая не боялась мужской работы, командовала бригадами и оставила после себя десятки жилых домов – в них по сей день живут семьи.  

В 70-е годы, когда строительство в Беларуси набирало обороты, среди мужчин в касках и спецовках можно было встретить и женщин. Но не находилось смелых, которые бы согласились управлять многотонными гусеничными кранами – эти машины требовали не только мастерства, но и силы, выносливости. Катерина Илькевич была одной из первых женщин в Беларуси, освоивших механизм управления гусеничным краном. Разница между ним и башенным в том, что последний ходил по рельсам, прямолинейно, а на гусеничном можно было подъезжать, цеплять груз и отвозить куда требовалось.

Мечтала ли она, будучи девчонкой о такой профессии? Нет! Проехав полстраны из Брянска на Донбасс, к родственникам в Горловку, она хотела поступить в техникум на отделение ПГС, но не хватило одного балла. Не поступив, Катерина решила вернуться домой, но родственники отговорили. Посоветовали девушке пойти на курсы крановщиков. У женщин была возможность освоить такую профессию, потому что мужчины в основном работали в шахтах.

Катя долго не раздумывала и поехала в Донецк на курсы. А спустя полгода на руках у нее уже было удостоверение профессиональной крановщицы. В Горловке девушка поработала 2 года, но, как она призналась позже, не нравилась ей ни та атмосфера, ни отношения между людьми. Переговорив с родными, поехала в Беларусь.

Здесь Катерина встретила Николая, вышла замуж, вырастила с ним детей, дождалась внуков… И состоялась как профессионал: оставила немалый след в истории Заславля. Благодаря ее работе в городе появились 16 жилых многоэтажек, других объектов, в том числе детский сад №6. Следуя вдоль газопровода в Заславле, Катерина безошибочно узнает свои дома:

– Все сотые дома, здание МЧС, все «клюшки» – мои. И дом, в котором разместилась детская поликлиника, общежития в 1-м микрорайоне, девятиэтажка, «Мальвина», часть 2-го микрорайона, административное здание автобазы, ангар… Это в одном только Заславле. А еще ж были Молодечно, Минск! Моя гордость – главный офис одного из банков на Воронянского в столице.

Свой парень

Девушка стала на стройке «своим парнем». Ее уважали не только за характер, но и за умение не вмешиваться, когда мужчины говорили о чем-то своем. Но особенно – за умение укрощать многотонные машины. В те времена управление гусеничным краном требовало не просто навыков, а настоящей физической силы. Рычаги поддавались с трудом. Катерина, пока не наловчилась, двигала их обеими руками. Потом, подкачав бицепсы, этой проблемы уже и не замечала.

Кабина нещадно раскалялась летом и промерзала зимой: только металл, рычаги и постоянная вибрация. Но маленькая и одновременно сильная Катерина научилась справлялась и с этим.

Бригады строителей специально просили, чтобы крановщицей у них была именно Катя

Знали, что, если она работает, можно не волноваться: простоев не будет, специалист не подведет. Если нужно, Катерина работала в две смены, почти не вылезая из гусеничного крана, а впоследствии и башенного.

С мужем Николаем и внуком Вовкой

А дома ждали муж, дочь и сын, которым очень не хватало жены и мамы. Катерина говорит, что пыталась совмещать семью и работу. Спешила после смен домой, старалась уделить внимание родным людям, даже если сил почти не оставалось.

Как белка в колесе

Когда перешла работать в стройбригаду в Молодечно, на сон оставалось часа четыре, не больше. В 11 вечера спускалась с крана, домой в Заславль возвращалась на последней электричке. Утром снова бежала на вокзал, чтобы успеть к 8 утра – началу смены. Опаздывать было нельзя, так как с самого утра привозили цементный раствор. Его сразу же подавали в емкостях на этажи, а также кирпичи, перекрытия…

– Более года ездила туда, – вспоминает собеседница. – Но потом я просто выдохлась. И так мелкая, а весить стала килограммов 40, наверное. Круги под глазами.

Наша героиня не жалеет о том, что стала крановщицей. Сейчас, вспоминая прошлое, она с улыбкой задает себе вопрос:

– А вот интересно, за почти 30 лет моего стажа как крановщицы, если посчитать, где больше времени я отработала: на земле или все-таки над землей, сидя порой по две смены за рычагами крана?

Когда Катерина уволилась и перешла на другую работу, первое время чувствовала себя не в своей тарелке. Признается, что земля ее тяготила:

– Я словно заново училась ходить, и все время смотрела вверх. Мне хотелось туда, где работают краны… Долго не могла свыкнуться с тем, что надо быть на земле.

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59