Меню

Здесь формируются навыки, необходимые для управления судном

Фото: автора

Все мы знаем, что можно получить права на управление машиной, и для этого нужно окончить автошколу. Но многие ли задумывались о том, что точно так же можно обучиться в парусной школе? Да, занятия там проходят не в аудиториях и не автодроме, а на воде. И права по выходе получают для возможности управления маломерными судами.

В Минском районе парусной школой для взрослых руководят Антон Гарустович и Александра Пико. Они тесно сотрудничают с Государственной инспекцией маломерных судов. Есть у них и опыт выезда за рубеж, не только для «походить под парусами», но и оказать помощь в получении прав международного образца. Это позволяет управлять яхтами, брать их в аренду в любых странах мира, где развита эта услуга, и обучать других.

– Антон, с чего начинается обучение в яхт-школе?

Обучение яхтингу обычно начинается с пробного занятия, чтобы почувствовать, каково тебе на воде. Когда человек заинтересовался, можно записаться на полный курс обучения, состоящий из практических занятий на яхте и теоретической подготовки, которая включает изучение основ навигации, профессионального сленга, метеорологии, правил безопасности на воде и других важных аспектов. После зачисления на курс начинаются занятия на воде, где наши курсанты приступают к практике, следуя нашим четким указаниям. Они учатся управлять яхтой, ориентироваться на местности, справляться с ветром и волнами, а также работать в команде. Это важный этап, так как именно здесь формируются навыки, необходимые для самостоятельного управления судном.

– Кому подойдет обучение яхтингу?

– Оно будет интересно тем, кто хочет расширить свои горизонты, освоить новый вид спорта или просто активно провести время. Кроме того, это отличный способ укрепить командный дух и развить лидерские качества. Как правило, наши курсанты достигают хороших результатов, а некоторые становятся капитанами яхт.

– Яхтинг – увлечение не дешевое. Кто приходит на занятия?

– Люди, которые ищут некую перезагрузку, которым надо что-то переосмыслить, избавиться от накопившихся проблем, выгорания. Может, странно прозвучит: в яхтинге люди ищут релакс и покой. Да, одни выбирают для отдыха пикник, а кому-то по нраву «сражаться» с парусами, слушать шум волн и ветра или любоваться искрами солнца в воде. Можно съездить в Турцию или Анапу, а можно по Минскому морю на яхте пройтись.

– Кого вы точно не возьмете на обучение?

– Людей с повышенной тревожностью, конфликтных. На воде, порой в достаточно экстремальных погодных условиях, команда должна   находиться в уравновешенном моральном состоянии. Люди на палубе  вести себя адекватно. В случае какого-то ЧП яхту одномоментно не остановишь.

Возможны ситуации, когда человек не знает о своей реакции и что у него «включится» вне берега. Поэтому с новичками приходится быть начеку. И встречи с командой перед выходом на воду не случайны. В разговоре иногда четко прослеживается психологическое состояние.

Гик, штаг, фор штаг, грот, стаксель… Еще сотни слов, которые простому человеку ни о чем не говорят. Если только он в детстве не перечитал морских рассказов! 

Профессиональный сленг яхтсмена как долго усваивается и обязателен ли он для новеньких? 

– Профессиональными терминами обязательно пользуемся сами, и этому учим наших курсантов, – поясняет Антон. – Не менее 10 занятий отведено только на привыкание и понимание терминов, знаков судоходной обстановки на внутренних водных и морских путях. А для взрослых людей это вообще супер, «разгоняет» мозги! Формирует новые нейронные связи.

Искала свою команду

Мы также пообщались со вторым руководителем «Виолончели».

– Александра, а каков ваш опыт в яхтинге?

– В пассивном режиме всю жизнь, в активном – последние три года!

Паруса девушке нравились всегда. Любила наблюдать за ними на Минском море и очень хотела найти то место, откуда они выходят на воду.

– Тебе может что-то нравиться, но ты не всегда понимаешь, как «войти» в это дело, – делится яхтсменка. – Так было и у меня. Я долго искала, где же он находится, этот яхтинг.

Повзрослев, Александра вплотную занялась поиском мест для обучения. Были и клубы, в которых через несколько занятий становилось понятно: не мое.

– Возможно, была не та атмосфера, и я не видела, как себя там реализовать, – рассуждает Саша. – Несколько задержалась в одном из клубов, где ребята проводили тренировки «по франшизе». Но быстро поняла: здесь я просто винтик в системе. Тебя по времени откатали и взяли деньги. Правда, базовые навыки я как раз и получила на таких повторяющихся, типовых тренировках.   

Став самостоятельно на борт судна и поняв, что ей надо, девушка продолжила поиск «своей» команды, на которую спустя время наткнулась в соцсети: «Три года назад мечта обрела свою физическую форму. Я прошла обучение у Антона. Была такая же осень, как сейчас. И это был драйв! Занятия, которым хочется отдавать себя целиком».

Романтика романтикой, но, как отметили и Антон, и Александра, для занятий яхтингом требуется достаточно серьезная физподготовка и логическое мышление.

Одновременно надо смотреть, думать, видеть, как меняется ветер, как ведут себя паруса, и еще много других составляющих

Кстати, желающие прикоснуться к яхтингу, даже не просто прикоснуться, а пройтись с профессионалами по воде, могут поучаствовать в мастер-классах.

– Наступила самая классная для этого погода, – с восхищением говорит Саша. – Приятная волна, для парусов – порывы ветра, порой дождь, самое то для оттачивания навыков!  

«Изменить систему нельзя, нужно занять в ней место»

Нам удалось поближе познакомиться с некоторыми ученицами парусной школы. Стало интересно, что привело их на борт яхты и откуда такое влечение.

– Не поверите! Это потребность изнутри. Нет, это не то, что ты увидел и подумал: «Класс, сейчас сяду на яхту и поплыву». Такое чувство, что во мне это присутствовало всегда. Думаю, любовь ко всему морскому от Александра Грина, – говорит Светлана Пилипенко.

– И я не буду лукавить. Любовь к воде, к морю – с детства. Море меня заряжает. Я бесконечно его люблю. Да и стихии – ветер, воду, – подхватила Юлия Ничкасова.

– С чем это можно сравнить?

– В меньшей степени с управлением автомобилем. На воде все контролировать, как на земле, ты не можешь. Скорее всего, это и придает ситуации азарта. Стихия тебе неподвластна, но восторг неописуемый от того, что удается справляться с ветром, понять, куда и как направлять паруса или подруливать судно, натягивать или отпускать веревки (грота-гик-шкот, грота фал, оттяжка гика, риф, шнур фурлинга. – Авт.). На борту судна, как и в жизни, изменить систему нельзя, нужно занять в ней правильное место, – поясняет Юлия.

Опыт выхода на воду девушек был интересен тем, что лишь перед спуском на яхту они впервые узнали, что будут работать друг с другом. В паре они неплохо справились со своей первой двухчасовой практикой яхтинга.

Полученное удовольствие от управления судном, от спасания «утопающего», пусть пока еще не совсем умелого использования морской лексики, и от новой страницы в жизни «молодых шкиперов» подытожить хотелось бы фразой, которой Светлана обрисовала свой предыдущий выход на воду: «Ветер! Дождь! Я вымокла до нитки. Но какой же это был кайф!».

Это интересно. Знаете ли вы, что означает термин «марина»? Это яхтенный порт, комплекс сооружений и средств для причаливания и длительной стоянки яхт. Марины обустраивают в регионах, где развит яхтенный туризм.

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59