«Все начинается с выявления нарушений особенностей развития». Как устроена работа в ЦКРОиР Минского района
Дети с особенностями психофизического развития – уникальные личности, которым просто нужно внимание и забота. Они в силах преодолевать препятствия и достигать маленьких целей, если им создать определенные условия, дать поддержку и возможность развиваться в соответствии со своими силами и возможностями. На начало текущего учебного года в учреждениях образования пристоличья насчитывается 3878 детей с особенностями психофизического развития, которым определен образовательный маршрут. Мы узнали, как в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Минского района помогают им, какие методики, программы используются для их успешного обучения и развития.
Узнать, чем занимаются сотрудники центра, нам помогла заместитель директора по основной деятельности Алеся Шаргородская.
– Стоит понимать, что это единственное учреждение специального образования района. У нас обучаются 28 ребят школьного и дошкольного возраста с тяжелыми, множественными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии, в пяти классах, расположенных в учреждениях дошкольного образования Минского района. Также в учреждении оказывается ранняя комплексная помощь (для малышей от 0 до 3 лет) и коррекционно-педагогическая (для ребят дошкольного и школьного возраста) – объяснила Алеся Станиславовна.
Возраст детей в классах ЦКРОиР – от 3 лет и до совершеннолетия
ЦКРОиР Минского района имеет множество направлений деятельности: как и диагностическая, координационная и методическая работа, так и оказание социально-педагогической поддержки и психологической помощи.
– Наша основная цель – это создание системы психолого-медико-педагогической помощи и образование детей с особенностями психофизического развития благодаря созданию развивающего, адаптивного и безбарьерного образовательного пространства, развития инклюзивных процессов в образовании, а также повышение компетентности педагогических работников системы специального образования, – пояснила замдиректора.
Центр участвует в реализации государственной программы «Образование и молодежная политика на 2021-2025 годы» в рамках подпрограммы «Специальное образование», и программы «Социальная защита» в рамках подпрограммы «Доступная среда жизнедеятельности инвалидов и физически ослабленных лиц».
Также ежегодно сотрудники центра участвуют в организации и проведении районного конкурса детского творчества «Мы видим мир сердцем», приуроченный к Международному Дню инвалида и районного инклюзивного фестиваля «Жизнью жить» к Международному Дню защиты детей, целью которых является включение лиц с особенностями психофизического развития в инклюзивное пространство учреждений общего среднего, специального и дополнительного образования Минского района.
Диагностировать и помочь
Сотрудники центра видят перед собой множество задач, связанных с помощью детям с особенностями психофизического развития.
– Все начинается со своевременного выявления каких-либо нарушений особенностей развития. Ребенок проходит диагностику либо непосредственно у нас в центре, либо мы приезжаем к нему на дом, или в учреждение образования. В составе специальной комиссии мы проводим психолого-медико-педагогическое обследование. После нашего заключения определяем образовательный маршрут для ребенка, – объяснила Алеся Шаргородская.
Как отметила собеседница, к счастью, чаще всего дети страдают незначительными нарушениями звукопроизношения. Такие нарушения довольно хорошо поддаются коррекции и в зависимости от способностей ребенка корректируются в основном за один учебный год. В центре стараются предоставлять помощь в раннем возрасте, чтобы помочь детям сразу начать правильно развиваться. Также проводят консультации и оказывают методическую помощь родителям и педагогам, создают базу данных о детях с особенностями развития, после чего анализируют информацию для улучшения работы.
ЦКРОиР занимается социальной реабилитацией лиц с тяжелыми, множественными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии, помогая им сформировать жизненные компетенции, как основы безопасности для участия в жизни общества.
– Мы также предоставляем социально-педагогическую поддержку и психологическую помощь не только обучающимся, но и их семьям. Это помогает им гармонизировать отношения и сформировать позитивные установки на будущее, что очень важно, – подчеркивает Алеся Станиславовна.
Работа на результат
Всего в организации трудятся 25 педагогических работников, которые организовывают образовательный процесс по специальным учебным планам и программам.
По окончанию обучения выпускники ЦКРОиР переходят в государственное учреждение «Территориальный центр социального обслуживания населения» для дальнейшей поддержки и развития.
– Работа центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации имеет огромное значение для общества. Мы не просто предоставляем помощь людям с особыми потребностями, но и стремимся создать условия для включения их в жизнь общества. Помощь районного исполнительного комитета, как и спонсорская помощь нам приходится всегда очень кстати, ведь благодаря ей мы создаем адаптивное пространство, закупаем новое оборудование и развивающие игры и пособия для детей. Надеемся, что наш опыт и усилия помогут сделать мир более дружелюбным и толерантным к людям с особенностями развития, – резюмировала заместитель директора по основной деятельности Екатерина Гудевич.
К сведению
В 1993 году решением Минского райисполкома был открыт диагностико-реабилитационный центр Минского района. Спустя 6 лет он был реорганизован в Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.