Снести курган и открыть магазин – каких перемен ждут жители Паперни

Деревня Паперня (в прошлом – центр Папернянского сельсовета) место, на первый взгляд, очень приятное. От остановки к населенному пункту ведет новенький, оборудованный пандусами и перилами подземный переход, а сразу за шумозащитным экраном радует взгляд аккуратное здание Михайловской часовни с маленьким золотым куполом.
На главной улице деревни – Центральной – положен новенький асфальт, к школе ведет пешеходная дорожка. Там, где перепады высот, сделаны аккуратные лесенки. Такой дорожной инфраструктурой не каждый населенный пункт похвастается…
Проходим мимо школы, утопающей в зелени туй, мимо здания бывшего магазина и останавливаемся.
В самом центре деревни, на огороженном участке, возвышается безобразная черная куча размером с большой одноэтажный дом.
Собственно, посмотреть на нее нас сюда и позвали…
Однажды в нашей редакции раздался утренний звонок от минчанки Тамары Быковой: «Вы знаете, мы вчера были в деревне Паперня. По дороге на дачу заехали к хорошим знакомым, остановились у дома, а напротив – что-то невообразимое, огромное, закрытое черной пленкой. Знаете, я подумал, что танк стоит (новостей насмотришься – что только в голову ни придет!). Но мне сообщили, что эта гора – то что осталось от банно-прачечного комбината. Потом показали номер вашей газеты за 30 июня, в которой вы писали про эти развалины. А порядок там до сих пор не навели».
Про неубранную кучу стройматериалов, оставшихся после сноса здания и известную здесь как «папернянский курган», мы действительно писали в газете, после того как управляющему делами Минского облисполкома Владимиру Гуриновичу позвонил местный житель Александр и пожаловался на бесхозяйственность на участке. И такую картину сельчане наблюдают уже не один год.

Александр говорил о наболевшем. Накануне на участке поранила руку его внучка. Дети ходят на развалины по привычке (раньше ограждения там не было). Да и как не соблазниться, когда вокруг столько интересного… «На следующий день после звонка сюда приехали порядок наводить, – рассказывает Александр. – Стали бурьян выкорчевывать да три косы сломали. Забор поправили, а саму кучу затянули вот такой черной сеткой». Сейчас забор снова в нескольких местах сломан, у подножия ставшего уже черным кургана опять валяются битые бутылки. Заявитель беспокоится, что возле развалин есть ямы, откуда торчат куски арматуры. Когда бурьян снова поднимется, опасность станет незаметной…
Как нам сообщили в Папернянском сельисполкоме, участок зарегистрирован на предпринимателя Людмилу Хмельницкую. Узнали номер владельца и связались с ней. Оказалось, что по доверенности всеми делами занимается Максим Маркеянчик – друг и компаньон внука Людмилы Константиновны.
Максим Маркеянчик с 2020 г. пытается здесь построить склад для пищевых продуктов
Однако не получается сдвинуть дело с мертвой точки. Как он утверждает, это происходит не по его вине.
– В 2020 году я нанял проектную организацию и подал в Минский райисполком документы на реконструкцию здания. Проектировщики, чтобы ускорить процесс, посоветовали мне снести здание. Я так и поступил, но в это время моего проектировщика за какие-то недобросовестные сделки в прошлом арестовывают. Все бумаги, в том числе по моему проекту, были конфискованы. Срок вышел – и старые документы уже недействительны. Сейчас я нанял нового проектировщика. Он сделал съемку. Мне надо подавать в райисполком документы на реконструкцию фундамента. Чтобы получить соответствующее разрешение, следует показать, что старый фундамент существует. А для этого надо частично раскрыть землю. Но ни один тракторист за это не берется, поскольку земля очень мерзлая. Вот ждем, пока оттает. Только после того, как я смогу показать часть фундамента, БРТИ готово будет дать ведомость. Я понимаю, что людям мало радости на это безобразие смотреть. Но дробленый кирпич, из которого насыпана куча, мне понадобится для пандуса. Он денег стоит. Я же не могу его просто выбросить и купить новый. Вы поймите, мне это здание самому нужно. Хочется все как можно быстрее закончить, но кто же знал, что так случится…
Вот такая история «черного кургана». И очень хочется верить, что весеннее солнце и землю растопит, и работы активизирует.

Верните нам магазин!
Людям, которые всю жизнь поработали в местном хозяйстве (одни – сорок лет, другие – больше шестидесяти), обидно, что в преклонном возрасте они лишились и ФАПа, где можно было получить медицинскую консультацию, купить лекарства; и почты, которая часто становится местом встреч и общения. Но больше всего сельчане жалеют, что закрыли их магазин в центре деревни.
– Мне уже 83 года, сил добраться до города нет, – жалуется Александра Березовик. – А ведь и мыло надо, и ведро или ту же миску иногда купить. Но куда ж я в Минск-то поеду? И таких, как я, у нас здесь немало.
Увидев корреспондента с фотоаппаратом, постепенно подтягиваются местные. Многие – с палочками. Пожилые женщины расстилают коврик на ступеньках магазина, чтобы присесть: стоять им тяжело.
Люди говорят, что магазин закрыли, потому что здание хотят приспособить под склад местной фабрики игрушек, расположенной по соседству.
Намереваясь прояснить ситуацию, звоним председателю Минского филиала Минского облпотребобщества Олегу Войтенкову. Руководитель подтверждает, что здание сдается в аренду. По словам Олега Васильевича, магазин закрыли из-за нерентабельности.
– Да, мы знаем о возникшей проблеме, люди неоднократно обращались с жалобами по этому вопросу. И в 2020-м мы пошли на эксперимент. Как раз началась пандемия, многие уехали из города на карантин в деревню, на дачи… Предполагали, что покупателей прибавится. Но этого не случилось. Как было 5–10 человек, так и осталось. Продукты портятся, заведующая магазином должна каким-то образом просрочку гасить. За обслуживание здания приходится платить больше, чем магазин зарабатывает. И работать ведь никто туда идти не хочет: зарплата – 300 рублей, не больше. Кто же согласится за такие деньги стоять за прилавком?
Но если жители найдут такого человека, магазин откроем, а для игрушек найдем другое место
По словам Олега Войтенкова, сетевые магазины не горят желанием брать в аренду задания сельских торговых точек. Опять же по причине нерентабельности. «Пусть приходит «Евроопт» и берет здание в аренду, отдадим с удовольствием. Только вряд ли он захочет. Потому что не окупится. Перейдут на автолавки, что мы уже не раз наблюдали по области. Ларек в центре деревни вполне покрывает покупательскую способность этого населенного пункта», – уверен Олег Васильевич.
– Но пожилым людям туда тяжело добираться. Особенно тем, кто живет внизу, рядом с рекой. Попробуй поднимись в гору, – возражаем мы.
– Пусть люди звонят мне напрямую, и я отправлю туда автолавку. Надо – и трижды в неделю будет ходить, и у дома остановится. Ведь это заблуждение, что мы торгуем только продуктами. Заказывайте – и посуду привезем, и иголки, и нитку, и тазики. Заказывайте все, что нужно! Делайте продавцу заявку, и в течение двух дней товары будут у вас.
– Олег Васильевич, но ведь сельские магазины – это своего рода мини-универмаги с широким ассортиментом…
– Это уже давно не так. Сейчас спрос на промышленные товары сильно упал. В основном на селе приобретают продукты, а остальное берут под заказ, как и в автолавке.
Тем не менее местные не перестают писать в разные инстанции и просить, чтобы магазин вернули. Сдаваться не собираются. Когда смотришь на бабушек – сгорбленных, с больными ногами, с трудом поднимающихся в гору и медленно семенящих к крохотному ларечку в начале деревни, – хочется вынести им стул и поставить в центре деревни у того же магазина, чтобы было где остановиться и передохнуть.

Склад игрушек на месте церкви
Склад фабрики игрушек сельчане невзлюбили изначально, потому что неподалеку от нее в начале XX в. находилась Михайловская церковь, построенная в середине XVIII в. Люди надеялись на ее возрождение, но этого не произошло. Сейчас тоже есть причины для недовольства. Во-первых, для папернянцев рабочих мест здесь не выделили. Во-вторых, рядом со зданием паркуется множество машин, в том числе большегрузы. Когда зимой их моют, пешеходная дорожка покрывается плотным слоем льда. Собственник же место произвольной стоянки ни песком, ни реагентом не посыпает.
Это приводит к тому, что пенсионеры и школьники вынуждены в мороз обходить скользкое место по проезжей части.
Опасность возрастает вдвойне: сразу за зданием дорога делает крутой спуск, видимость на ней значительно ухудшается.

Речка Вяча
Места в Паперне живописные. Спускаешься вниз – сразу открывается вид на реку Вяча. По словам старожилов, раньше она была полноводнее, и рыбаки сидели по берегам с удочками, а теперь рыбы нет.
Люди жалуются, что в теплое время здесь редко косят и что купаться стало невозможно. Правда, оборудованного места для купания тут не было и раньше, но вот то, что река обмелела, вызывает беспокойство.
По объективным причинам (в воде большое содержание ила) подтапливаются сельхозугодия, прилегающие к деревне Боровцы. Поэтому, как рассказал нам директор Минского ПМС Владимир Буринский, запланированы мелиоративные мероприятия с целью расширения пахотных земель. Речку почистят, русло выпрямят, заросли будут выкорчеваны.
– Проект осушения охватит участок от новой кольцевой автодороги до дороги Р58. Проект уже есть, тендер объявлен. Торги пройдут в ближайшее время. Организация, которая его выиграет, займется работами. Это определится в апреле, – сказал Владимир Геннадьевич.
Безусловно, речку не станут осушать полностью. Она останется, только будет облагорожена.
Внизу улицы Центральной живет Ольга Коско. Ей 83 года. И как раз накануне нашего приезда кто-то сообщил пенсионерке, что в ее колодце – единственном источнике воды – утопили котят.
Мы связались с заместителем председателя Папернянского сельисполкома Полиной Вардомской, которая отправила заявку в Минский зональный цент гигиены и эпидемиологии. Этот анализ сделают бесплатно. И, если наличие трупных ядов подтвердится, колодец придется чистить, сливать воду, дезинфицировать. Но это уже за средства жильцов, потому что сельсовет не является балансодержателем колодца.

На Центральной в доме №5
В небольшом ответвлении улицы Центральной расположились трехэтажки. У каждого владельца квартиры здесь есть 2–3 сотки земли, на которых они выращивают овощи. Сразу отмечаешь, что люди хозяйственные. Рядом с домом устроены беседки. Увиденное очень напоминает уютный грузинский дворик. Вот только возле стен дома находиться небезопасно: штукатурка отваливается прямо на глазах. И вид дома, и состояние кирпича удручающие.
Как рассказал директор «Жилищника Минщины» Артем Ефремов, в 2017 году ремонт кирпичной кладки фасада. Когда мы обратились к Артему Викторовичу за комментарием, он попросил выслать снимки проблемных участков. Ознакомившись с фото, он заверил, что при установлении плюсовой температуры дефекты будут устранены.
– Конечно, опасность существует. Скоро потеплеет, людей на улице станет больше, опять же – дети будут бегать… Поэтому опасные участки мы укрепим, – пообещал руководитель.
Как и везде, в Паперне проблем немало. Людям, которые отдали много лет процветающему когда-то хозяйству, гордились своей инфраструктурой. Не хотелось бы лишиться комфорта и других благ в старости… Времена идут, меняется темп жизни. И то, что для пожилых людей важно, молодые могут и не прочувствовать. Молодежь мобильнее и обеспеченнее. Ей проще пользоваться гаджетами, взять маршрутку вместо автобуса, такси, воспользоваться личным авто.

Нет магазина? Заказать доставку. Нет расписания транспорта на остановке? Посмотреть в интернете.
Кстати, так поступить посоветовала пожилой женщине молодая девушка-кассир в одной из билетных касс Минска. Пенсионерка пожаловалась, что нет расписания на остановке…
Молодым людям многого не понять. Например, когда вместо смартфона – телефонная справочная, а за каждый названный номер надо платить отдельно. Когда в записной книжке – телефонный справочник и расписание автобусов… Но так жили и продолжают жить многие люди. Они не переписываются в Viber, Telegram или WatsApp, не пользуются соцсетями. Для них по-прежнему важно живое общение, и альтернативы этому они не ищут. Магазин, который так просят вернуть папернянцы, не просто место купли-продажи. Там они встречались, обменивались новостями. И это единственное, что осталось от их от прежней инфраструктуры, с которой им было и понятно, и удобно.
Небольшой телефонный справочник.
Депутат местного Совета по Папернянскому округу Ольга Валентиновна Михновец (прием – 1-й четверг месяца с 9.00 до 12.00 в здании Папернянского сельисполкома). Председатель Совета депутатов Анна Александровна Сахарова (прием – каждый понедельник с 14.00 до 20.00, в среду – с 8.00 до 13.00 в здании сельисполкома). Тел.: 515-28-21. Председатель Минского районного Совета депутатов Юлия Ивановна Белянкина. Тел.: 270- 31-45, 270-37-65.
Председатель Минского филиала Минского облпотребобщества Олег Васильевич Войтенков. Тел.: 331-89-88.
Текст: Анна ГАЛКОВСКАЯ
Фото: Анна ГАЛКОВСКАЯ
Рекомендуем






