Невыдуманная пасхальная история
Сегодня многие празднуют Пасху. Это величайший христианский праздник, который отмечает едва ли не всё человечество.
Вспоминается детство, которое пришлось на 60-е годы прошлого столетия. К Пасхе в нашей деревне на Гомельщине готовились заранее. Убирались, приводили все в порядок в доме и во дворе.
Мои старшие сестры под руководством матери натирали до блеска деревянный неокрашенный пол. На окнах появлялись занавески, от белизны которых рябило в глазах. Помолодевшими от побелки выглядели печь и грубка.
На Пасху сельские жители облачались во все самое праздничное, нарядное. Частенько к этому дню приберегали обновки, в которых затем щеголяли друг перед другом с видом настоящих модников.
Незадолго до этого мать купила мне ботинки. Сказала: «Обуешь на Пасху». Черненькие, с округлыми носами, они дожидались своего часа в шкафу. Время от времени я доставал их оттуда, любовался и представлял, как буду вышагивать в них перед друзьями.
В ночь перед Пасхой мне долго не спалось. Измученный бессонницей, я уснул лишь под утро. Мне снились ботинки, друзья и наша деревенская околица.
Проснулся я от голосов моих друзей. Нарядные, они топтались у порога, возмущаясь тем, что я еще сплю. «Вставай, сынок, – мать легонько тронула меня за плечо. – Хлопцы уже пришли».
Сна как будто бы и не было. Я быстро натянул на себя приготовленную с вечера одежду, с особой бережностью обул желанные ботинки. О предложенном матерью завтраке не было и речи. Какое там! Нас всех ждала улица.
На лавочках возле домов мужчины играли в карты. Они выглядели принаряженными и были слегка под хмельком, что придавало особую резвость в их действиях. Карты с размаху летели в общую колоду. Тот, кто проигрывал, как умел, оправдывался, остальные смотрели на него снисходительно, незлобно шутили.
Женщины выглядели необычайно нарядными. В тот день они достали из своих сундуков все самое красивое.
Не зная их, можно было подумать, что это не те доярки и полеводки, которые по утрам спешат на колхозное производство, а артистки какого-то знаменитого ансамбля
Мы, детвора, носились между двумя этими компаниями. Старшие парни и девчата нас с собой не брали: они уже смотрели друг на друга по-иному, а не так, как мы, по-ребячьи.
В тот день мне сильно повезло. На убитках (это такая игра, когда два партнера стремятся поскорее разбить чужое крашеное яйцо, сохранив при этом свое) я с лихостью обошел всех своих соперников. Домой возвращался с шапкой крашеных яиц, отданных мне по правилам игры моими товарищами.
Единственное, что меня огорчало, это измазанные грязью новые ботинки. Просто было непонятно, как такое могло произойти, ведь ступал, казалось, на самое чистое.
Годы спустя мне стало известно также и еще об одной не совсем приятной истории того пасхального дня. Она долго не давала мне покоя, и я не представлял, как же к ней относиться.
Вскоре после Пасхи моего отца (они с матерью учительствовали в нашей местной школе) вызвали в районо (так тогда назывался отдел народного образования райисполкома), и его заведующий, неплохо знавший моего отца, по-товарищески пожурил его.
Дескать, как это вы, Василий Петрович, смогли допустить, чтобы ваш сын отнял в игре у своих товарищей все крашеные яйца, и стоит ли вообще сыну учителя участвовать в таких игрищах
Дело в том, что на официальном уровне тогда утверждалось, будто Церковь – это опиум для народа, государственным служащим предписывалось игнорировать все ее праздники, в том числе, конечно, и Пасху. Учителей это касалось в первую очередь, ведь они несли в массы знания.
Я не знаю, что ответил на упреки своего начальника мой отец, но в последующие годы, когда на Пасху я отправлялся играть на улицу со своими друзьями, мать мне наказывала, чтобы ни крашеных яиц, ни пасхальных куличей, ничего вообще я домой не приносил. Я не понимал смысла ее требований, но вынужден был подчиняться.
Сегодня уже не существует прежних идеологических догм, с помощью которых недруги церкви пытались принизить ее влияние на человека. Пасха остается самым светлым, самым желанным праздником, который хотя и не является государственным, но который чтут и на государственном уровне, а люди, встречаясь в этот день друг с другом, смело и открыто говорят: «Христос Воскрес!», и слышат в ответ: «Воистину воскрес!»
Текст: Олег ШВЕДОВ
Фото: из открытых источников