Меню

Как мастер из Гатово превращает чурки в деревянные скульптуры

Как мастер из Гатово превращает чурки в деревянные скульптуры
Фото: автора

В сельской библиотеке агрогородка Гатово можно увидеть удивительные работы, полные тепла, — это деревянные скульптуры Сергея Куренца. За каждой, казалось бы, простой фигурой скрывается целая история, которую 73-летний мастер вырезает из липы и сосны уже около 40 лет. Его творчество — диалог с материалом, где главное — почувствовать дерево и дать ему самому подсказать сюжет.

Сергей Куренец посвятил 22 года работе художником-оформителем на заводе «Белвторчермет», создавая плакаты и стенгазеты. Этот опыт чувствуется и в его деревянных фигурах: они невероятно детализированы и часто объединены в целые сценки, где история читается по выражениям лиц героев.

— Вот, например, «Встретились старуха со стариком в лесу, когда пошли по грибы». Всё написано на их лицах: одна с полной корзиной, второй – с пустой. И старуха показывает ему грибное место, мол «вот, собирай», — поясняет мастер.

Философия материала и левой руки

Каждую скульптуру Сергей вырезает вручную, резцами. Его любимый материал — липа, но работает он и с сосной. Главный секрет — в длительной подготовке древесины.

— Для работ дерево покупаю. Но особенность в том, что чурка должна пролежать около года-полтора, чтобы как следует подсохнуть изнутри. Иначе её порвёт, она треснет, и никакая фигура не получится, — объясняет он.

На одну фигуру у мастера уходит около месяца.

Работа требует не только терпения, но и особого чувства материала, которым Сергей владеет в совершенстве. Интересно, что в творчестве он действует левой рукой.

— Это вообще непросто. Я чувствую дерево. Когда не получается, оставляю работу, хожу, думаю. А потом с вдохновением возвращаюсь. Руки сами чувствуют, когда надо.

Вдохновение: от чурки до сюжета

Сергей не работает на заказ. Его творчество — это скорее внутренняя потребность.

— Бывает, смотрю на чурку, и вдруг в голове что-то будто «загорается»! И я ловлю вдохновение, вижу, что скрыто в дереве. Тогда всё бросаешь и работаешь, — делится он процессом.

Одна из его работ — «Старичок-рыбак с рыбками» — родилась из личных воспоминаний. Другую сценку, где сначала была задумана бабушка со свинкой, в процессе полностью переосмыслил и в итоге переделал.

— Сделал эскиз, а потом смотрю — как-то не то. И в процессе родился дедушка. Так фигура и сомкнулась, — вспоминает мастер.

Он подчёркивает, что работа с деревом — это искусство без права на ошибку, в отличие от лепки из пластилина.

— В дереве самое главное — это не пластилин. Что-то лишнее срежешь — и всё, форму не вернуть… Сложное дело. Поэтому я и перевожу дух на даче, чтобы не сделать лишнего прореза.

Сейчас свои работы, полные душевности и тонкого юмора, Сергей Куренец дарит друзьям на праздники или создаёт просто для себя. Это творчество для души, где каждая фигура — это законченная история и бережно освобождённая из куска дерева.

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59