Семь приоритетов Беларуси: какой будет новая пятилетка
На втором заседании VII Всебелорусского народного собрания планируется утвердить Программу социально-экономического развития Республики Беларусь на 2026–2030 годы. Этот прогнозно-стратегический документ определяет курс страны на ближайшие пять лет и нацелен на достижение нового качества жизни белорусов. В основу проекта легли стратегические ориентиры, обозначенные Главой государства, а также результаты аналитических исследований, соцопросов и общественных запросов.
Новый план развития включает семь ключевых приоритетов, отражающих основные вызовы и направления развития страны. Делается упор на национальную демографическую безопасность (сохранение населения, укрепление здоровья нации, поддержка семьи) и развитие человеческого потенциала через качественное образование и воспитание гармоничной личности. Важнейшее место занимают задачи создания комфортной среды для жизни населения и повышения конкурентоспособности экономики на основе ускоренного технологического развития и цифровой трансформации.

Программа также выделяет приоритет «Сильные регионы» – сбалансированное развитие всех областей страны. Отдельно акцентируется внимание на укреплении обороноспособности государства и развитии оборонного сектора экономики, что логично в современных геополитических условиях. Наконец, одним из приоритетов обозначено раскрытие туристического потенциала Беларуси. Каждый из этих приоритетных блоков подкреплен конкретными задачами и показателями: всего около 70 индикаторов результатов, что делает программу конкретной и измеримой. Таким образом, Программа-2030 получилась компактной и народной – доступной и понятной каждому гражданину, с четкой структурой подцелей и критериев успеха.
Общественное обсуждение и поддержка
Программу развития в Беларуси называют народной пятилеткой, поскольку беспрецедентно широкий круг граждан принял участие в ее подготовке. Была создана специальная платформа общественного диалога «Образ будущего Беларуси 2026–2030», на которой каждый желающий мог внести свои предложения. В одном из ключевых онлайн-опросов по поводу проекта приняли участие около 73 000 человек, были оставлены сотни тысяч комментариев. Благодаря этому стали возможны обратная связь и учет ожиданий общества при формировании государственного плана развития. Собранные через платформу инициативы и идеи граждан легли в основу многих положений программы. Например, на этапе подготовки выявлено, что людей больше всего волнуют вопросы социальной сферы (образование, здравоохранение, ЖКХ, социальная защита). Эти приоритеты были отражены в документе наряду с экономическими мерами по их обеспечению. В ходе доработки проекта проводился также общенациональный экспертный диалог с участием специалистов из различных отраслей. Подобный масштабный сбор мнений проводится впервые в новейшей истории Беларуси. Недаром наблюдатели отмечают, что обсуждение проекта программы действительно получилось всенародным по охвату.

Окончательное обсуждение и утверждение документа пройдет на Всебелорусском народном собрании. Формат ВНС гарантирует широкое участие граждан страны: 1200 делегатов со всей республики, треть из которых – представители гражданского общества, наряду с профессионалами исполнительной и законодательной власти. Такой подход призван придать программе максимальную легитимность и поддержку общества. Каждый делегат уполномочен озвучить на форуме наказы и предложения своих избирателей, что обеспечивает прозрачность процесса и обоснованность каждого положения. Программа-2030 по праву рассматривается как общенациональный консенсус, выработанный в конструктивном диалоге власти и общества.
Преемственность и оптимизация курса развития
Новая пятилетка опирается на опыт и уроки реализации предыдущей программы (2021–2025 гг.), претерпевшей воздействие серьезных внешних и внутренних вызовов – от мировой пандемии до санкционного давления. Несмотря на непростые условия, Беларусь сумела сохранить социальную стабильность и выполнить ключевые обязательства перед населением. Тем не менее анализ результатов предыдущей пятилетки выявил ряд недостатков и точек роста, которые учтены при подготовке нового плана.

В частности, значительно оптимизирована система государственных программ: в 2026–2030 годах их число сокращено, исключены дублирующие направления, а количество целевых показателей уменьшено до ~120 наиболее важных. Внимание сосредоточено исключительно на приоритетных проектах, чтобы каждое мероприятие работало на конкретный результат. Одновременно повысилась управляемость: за реализацию каждого из ~20 государственных программ теперь отвечает одно профильное министерство (с персональной ответственностью министра), а кураторство каждого приоритетного направления закреплено за одним из вице-премьеров. Такой принцип каскадирования задач и вертикальной ответственности должен обеспечить четкое исполнение плановых мероприятий «сверху донизу» по всей вертикали власти.
Программа-2030 сохраняет преемственность стратегических целей, заданных предыдущим курсом (укрепление демографии, развитие регионов, рост экспорта и т. д.), но при этом избегает излишне оптимистичных прогнозов.
Президент особо подчеркнул, что новая программа развития должна быть действенной и без прожектерства, то есть состоять из реально выполнимых мероприятий, подкрепленных ресурсами. На стадии обсуждения предлагалось несколько вариантов плановых показателей. В итоге утверждены сбалансированные ориентиры, устраивающие как правительство, так и экспертное сообщество. По словам главы Администрации Президента Дмитрия Крутого, разногласий по ключевым макроэкономическим параметрам не осталось: показатели по ВВП, инвестициям, экспорту, росту реальной заработной платы, инфляции и др. полностью согласованы. Достигнутый консенсус предполагает умеренно-амбициозный сценарий: к 2030 году экономика Беларуси должна вырасти примерно до 116% от текущего уровня (примерно +16% к ВВП за пятилетие).

Такой темп соответствует среднемировому уровню и выглядит достижимым с учетом наметившегося восстановительного роста. Причем планом заложены опережающие темпы роста благосостояния граждан: ожидается более высокий рост доходов населения, инвестиций и экспортного потенциала. Впервые программа обеспечена детально просчитанным ресурсным сопровождением, увязанным с бюджетными возможностями страны. Это означает, что все намеченные проекты имеют определенные источники финансирования, что резко повышает реалистичность их выполнения.
Одним из принципов новой пятилетки стала переориентация с количественных показателей на качество жизни людей
Речь не только о строительстве объектов, но и о наполнении их квалифицированными кадрами и современными услугами. Такой акцент на качестве отражает главный вопрос: станет ли жизнь в стране комфортнее для каждого человека?
В проекте программы прослеживается именно этот тренд – от количества к качеству, особенно в развитии социальной инфраструктуры на местах. Важно, что при разработке нового плана учитывались реальные риски и ограничения – от демографических тенденций до внешнеэкономической конъюнктуры. Это обеспечило баланс между необходимой экономической динамикой и обеспечением стабильности. Пока многие страны погружены в атмосферу неопределенности, Беларусь намерена идти по пути уверенного планомерного развития. «Мы делаем акцент на четких прогнозах и стабильности», – отмечают эксперты, сравнивая ситуацию с общемировой. Программа напрямую связана с обновленной Конституцией и институтом ВНС, который призван утвердить модель будущего и обеспечить ее воплощение в жизнь.
Реализуемость и актуальность программы
Подход к формированию Программы-2030 позволяет уверенно говорить о ее жизнеспособности.

- Во-первых, документ получил широчайшую общественную поддержку при обсуждении, так как он отражает насущные потребности – от вопросов сферы здравоохранения и образования до развития регионов.
- Во-вторых, план опирается на прочный фундамент уже запущенных государственных программ. Институциональная и финансовая база для новой пятилетки фактически готова.
- В-третьих, сбалансированность и реалистичность целевых показателей повышают шансы на их достижение. Программа избавлена от невыполнимых «прожектов» благодаря требовательному подходу к обоснованию каждого индикатора.
- В-четвертых, механизмы управления – персональная ответственность министров, кураторство вице-премьеров, система мониторинга – создают условия для четкой реализации. Достижение промежуточных целей станет мерилом эффективности власти.
Наконец, утверждение документа на Всебелорусском народном собрании придает ему силу народного мандата. Решения ВНС становятся общенациональным консенсусом, обязательным для исполнения.
Таким образом, Программа-2030 – реалистичный и жизнеспособный план. Его осуществимость подкреплена поддержкой граждан, политической волей и продуманным механизмом. Будучи документом исторической важности, программа способна стать действенным инструментом развития, который обеспечит поступательное движение страны к устойчивому росту доходов и повышению качества жизни населения, улучшению социальной сферы.
Рекомендуем