Учитель-дефектолог из Лесковки дал 5 советов родителям детей с нарушением речи
Маленькие детки разговаривают достаточно забавно, сокращая слова, фразы и целые предложения. Это, безусловно, мило, но всему свой возраст. Мы встретились в Боровлянской школе №3 с учителем-дефектологом 1-й категории Андреем Груздом и узнали, как выявить нарушения речи в раннем возрасте и как помочь ребенку говорить правильно.
В первую очередь стоит отметить, что проблемы с речью у детей возникают из-за недоработки звукопроизношения в садике. Также некоторые родители в целом не уделяют достаточного внимания речи своего подрастающего чада.
Чаще всего Андрей Грузд в своей практике сталкивается с проблемами в произношении звуков позднего онтогенеза: р, ш, л, ч, щ. Эта проблема решается с помощью артикуляционной гимнастики. При выполнении упражнений укрепляется артикуляционный аппарат. Также Андрей отмечает важность межполушарного взаимодействия.
– Есть триада письма: слух, зрение, рука. Мы слышим, мы видим, мы пишем. Если у человека нарушены нейронные связи и один из элементов выпадает, возникают проблемы, – поясняет дефектолог.
Введем два термина: дислексия и дисграфия. Дислексия – нарушение способности быстро и правильно читать, понимать и запоминать написанный текст. Дисграфия – нарушение письма, сопровождающееся искажением слогов, заменой или перестановкой букв, пропусками, слиянием слов.
Здесь помогут кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие
Например, упражнение «Фонарики». Фонарики зажглись (раскрывается ладошка), фонарики погасли (сжался кулак), мигающие фонарики (одна рука раскрыта, другая сжата в кулак, и по очереди руки меняются). Также Андрей использует метод наглядного моделирования, фразовый конструктор и множество других подходов, адаптируя каждое упражнение под ребенка.
Дефектологи работают чаще всего с детьми дошкольного возраста и учащимися начальных классов. У детей постарше, например пяти-шестиклассников, произношение поправить еще реально, но уже намного сложнее.
– В возрасте 12–13 лет артикуляционный аппарат уже сформирован, и дефектологу работать сложнее, – объясняет специалист.
Андрей подчеркивает: чем раньше родители обратятся к дефектологу, тем выше шанс исправить произношение:
– Если у ребенка в первом классе невнятная речь, это уже проблема. Обычно дети начинают разговаривать в два-три года. В этом возрасте словарный запас должен составлять примерно 50 слов. В четыре-пять лет – около 100 слов, плюс к этому ребенок уже говорит фразами.
Если ваш ребенок молчалив либо говорит очень мало, это повод задуматься и обратиться к специалисту
Андрей дал несколько советов родителям, которые помогут избежать речевых проблем либо выявить их на раннем этапе.
- Общаться с ребенком. Например, в магазине называть продукты, в комнате – называть предметы. Таким образом словарный запас ребенка расширяется.
- Говорить грамотно. Дети во всем берут с нас пример, поэтому важно следить за своей речью.
- Не потакать ребенку, когда он говорит неправильно. Машина – не «би-би», тем более если вашему чаду уже больше двух лет.
- Задавать ребенку открытые вопросы. «Что ты хочешь?» – и ждать сформулированный ответ. Малыш показывает пальцем на желаемый предмет или отвечает «Вода»? Не подходит. «Я хочу пить», «Я хочу сок», «Я хочу поиграть с машинкой» – правильный ответ.
- Необходимо набраться терпения. Быстрого результата не будет, на все нужно время.