Взгляд историка на опубликованные ФСБ архивные материалы о сотрудничестве польской Армии Крайовой с гитлеровцами
Внимательно изучив как само сообщение, так и прилагаемые к нему ранее засекреченные материалы, я выделил, что самые ценные из них – спецсообщения и донесения народному комиссару государственной безопасности Всеволоду Меркулову и его заместителю Богдану Кобулову.
Начать стоит с того, что давно известно профессиональным историкам. Становым хребтом польского Движения Сопротивления времен Второй мировой войны являлась Армия Крайова (АК), официально просуществовавшая с 14 февраля 1942 года до 19 января 1945 года. Для полноты изложения следует обязательно назвать предшественницу АК. Это – подпольная организация «Служба победе Польши», которая действовала с 27 сентября 1939 года. 13 ноября 1939 года организацию переименовали в «Союз вооруженной борьбы». 14 февраля 1942 года на месте СВБ появилась «Армия Крайова».
В этом году в Польше широко отмечали 80-летие данного события
АК покинула кровавый след и в Польше, и в Украине, и в Беларуси. Мы знали, что в некоторых местах происходило сотрудничество гитлеровцев с аковцами. Последние убили немало советских партизан, советских солдат и офицеров. Серьезно исследовано отношение АК к Холокосту. Однозначно можно было утверждать об антисемитской сущности аковцев. Они – соучастники Холокоста. На их совести многие тысячи жизней центрально-европейских евреев.
И в тоже время надо поблагодарить архивистов ФСБ. Эти материалы свидетельствуют, что все перечисленные моменты прослеживались в большей степени, чем представлялось ранее.
Так, впервые доказано, что часть варшавских нелегальных военизированных формирований принимала участие в уничтожении мирного украинского и белорусского населения
Донесения начальников оперативных групп Николая Прокопюка и Александра Агабекова свидетельствуют о сотрудничестве аковцев с гитлеровцами в антисоветской пропаганде. Цель этой пропаганды – не оставить камня на камне от участия поляков в Движении Сопротивления. Контролируемые оккупантами польские газеты публиковали разного рода фальшивки об отношении советской стороны к польским партизанам. Их авторы спали и видели, как соотечественники с одобрением откликнутся на их призыв «молиться за просветление умов поляков, которые ищут спасения в Красном Знамени, а получают муки Катыни». Типичный пример фальшивки – утверждение о приказе генерал-лейтенанта Пантелеймона Пономаренко об уничтожении польских партизан.
Также я впервые узнал, что немцы активно занимались формированием Польской добровольческой армии под названием «Польские легионы»
Численность этого формирования была 1500-1700 человек. Его костяк был расположен в Барановичской области.
Никогда ранее я не встречал информацию о сотрудничестве польской бригады, возглавляемой Лопашко, с гитлеровцами на предмет борьбы с советскими партизанами. Оно имело место в первой половине 1944 года на территории Литовской ССР.
Читая опубликованные архивные документы и материалы, получаешь новые доказательства антисемитской сущности АК. В самом конце первого месяца 1945 года на стол заместителя наркома госбезопасности СССР Кобулова легло спецсообщение руководителя опергруппы майора госбезопасности Константина Золотаря. В нем говорилось, что летом 1944 года командир полка АК Краковского воеводства майор Боровой приказал «расстрелять всех евреев, находящихся на службе АК, в связи с тем, что они якобы могут перебежать к советским партизанам и сообщить сведения об АК, ее задачах и структуре». После цитирования фрагмента анализируемого документа важно сделать два пояснения: первое – приказ касался только данного полка и имел строжайшую секретность, второе – евреев полка стали уничтожать свои же однополчане.
Есть документы и материалы о сотрудничестве гитлеровцев с постаковскими формированиями. По существу, это уже оголтелые бандформирования. Здесь упоминается о поддержке данными формированиями немецких десантников, сброшенных на советскую территорию по заданию германского командования. Например, в Вилейской области всестороннюю поддержку гитлеровцам оказали кадровые бандиты, возглавляемые Комарем. Таковых было 60. Подробная информация по данному факту была раздобыта особой группой Героя Советского Союза старшего лейтенанта Александра Шихова. Она проинформировала замначальника 4‑го управления НКГБ СССР Наума Эйтингона. Тот 12 марта 1945 года направил спецсообщение Кобулову.
Сообщение ФСБ России гласит: «Принято считать, что среди стран, оккупированных нацистской Германией, меньше всего сотрудничало с оккупантами население Польши. Однако, согласно архивным документам, имеется множество фактов, неопровержимо свидетельствующих об обратном».
Текст: Михаил СТРЕЛЕЦ
Фото из открытых источников