Искусство, рожденное в тишине: почему юрист из Минска нашла себя в иконописи в деревне
Староста деревни Новое Поле Горанского сельсовета Дарья Чибуева по образованию юрист. Она училась в аспирантуре и одновременно работала в Генеральной прокуратуре, а также реализовывала проекты в социальной сфере, когда трудилась в Территориальном центре социального обслуживания населения. Сегодня Дарья пишет иконы, расписывает храм и планирует создать ассоциацию иконописцев в Беларуси.
Переезд из столицы в деревню
Дарья родом из Гомеля. После учёбы и она осталась работать в Минске. Собственную квартиру в столице семья обменяла на дом в деревне Новое Поле — здесь Чибуевы живут уже около десяти лет.

— Я родилась в зелёном городе, и мне было трудно привыкнуть к новостройкам Каменной Горки. Здесь, в деревне, снова вижу старые деревья, слышу тишину и чувствую, что дышу настоящей природой, — рассказывает Дарья.
От права — к искусству
Дарья воспитывает троих детей. После декрета она решила реализовать давнее увлечение живописью. Ещё во время учёбы в академии занималась в студии одного художника, а позже окончила Белорусскую государственную академию искусств.
— Мне хотелось закрепить мастерство не просто опытом, а официальным документом — подтвердить то, что люблю и умею, — говорит она.

Параллельно Дарья написала книгу «Социальная активность пожилых людей» по результатам социологического исследования, которое проводила, работая в социальной сфере.
Сегодня жительница Нового Поля — профессиональный художник, фотограф и тренер неформального образования взрослых. Она проводит тренинги и лекции, экскурсии для школьников по храму, помогает организовывать творческие и общественные инициативы.
Иконопись как путь
В иконопись Дарья пришла неожиданно для себя. Всё началось с того, что она приехала в Аксаковщину писать этюд, и ей предложили расписать торжественный зал церкви изнутри.
Так появилась первая большая работа — роспись свода в верхнем храме, адаптация иконы «Лоза», на которой из трона Вседержителя исходят ветви с изображениями двенадцати апостолов. Позже на стенах появились ещё три картины, которые вместе образуют композицию Страшного суда, каждая со своей символикой.

— Перед началом работы я обязательно исповедовалась и причащалась. Внизу шли молитвы, а наверху писались ангелы, — рассказывает женщина.
Роспись заняла несколько лет. Чтобы точно передать канон, Дарья изучала иконографию, соединяя элементы шести-семи икон в единую композицию. На змее, опоясанном кольцами грехов, можно прочитать надписи: «осуждение», «зависть», «скупость». Есть и весы, где «взвешивают» добрые дела. Мастер признается: «Многие сейчас боятся делать добро. А ведь именно оно должно перевесить наши плохие поступки и равнодушие».
Сейчас она работает над росписью деревянного иконостаса для храма. В иконах, по ее словам, самое главное — взгляд: «Он не расслабленный, не отрешённый. Это взгляд человека, одновременно предстоящего перед Богом и перед нами».

«Невозможное — это то, чем имеет смысл заниматься»
Сейчас Дарья учится в профессиональной иконописной мастерской «Завет» в Минске. Её работы отличаются вниманием к деталям и внутренней сосредоточенностью. Она говорит, что икона может быть написана только в состоянии молитвы, покоя и чистоты.
Её философия проста: «Если кажется, что что-то невозможно, — значит, стоит попробовать. Невозможное — это единственное, чем действительно имеет смысл заниматься», — цитирует она Оскара Уайльда.
Эта мысль пронизывает всю её жизнь: из юриспруденции — в искусство, из города — в деревню, из профессии — в служение.
Рекомендуем