Так нельзя, или Двойные стандарты вокруг нас
В нашей жизни многие вещи неоднозначны. Если те или иные события рассматривать однобоко, есть большая вероятность не добраться до сути и остаться в проигрыше. О том, почему важно отстаивать свою точку зрения не только тогда, когда это удобно, а следовать ей ежечасно, ежедневно, рассуждает заместитель председателя Минрайисполкома Ирина Тихонко.
…Подписывала недавно открытки с Днем защитников Отечества, и в это время зашла приятельница, бывшая коллега. Перебирая заклеенные конверты, та недоуменно спросила: «А этому зачем отправляешь открытку? Он же уже «сбитый летчик»! И озвучила фамилию еще недавно влиятельного, на протяжении длительного времени занимавшего высокий пост человека. Затем прочитала следующую фамилию и вопросительно уставилась на меня. Я попыталась объяснить, что поздравляю людей, а не должности и кресла, что есть отношения протокольные, а есть человеческие, и они не зависят от занимаемых постов, времени, географии.
Меня с сестрой всегда учили в работе, дружбе, любви следовать принципу «Если я люблю ночью, то люблю и днем». Если дружу с белым и пушистым, буду дружить с ним, когда он станет черненьким и грязненьким. Если люблю здорового и успешного, то не разлюблю заболевшего и обанкротившегося. Если люблю свою страну, то – всегда, при любом раскладе: как с растущим ВВП, при стабильном долларе, с возможностью летать по миру, так и при санкционном давлении, внутренних потрясениях и с необходимостью выйти из зоны комфорта. Если я дружу с соседом, то дружу при любых обстоятельствах. Не только тогда, когда он успешен, силен и мощен, когда предоставляет тебе необъятные рынки сбыта, кредиты и газ по $130 за тыс. м3, подставляет дружеское плечо при твоих проблемах, но и когда проблемы у него.
Нельзя менять дружбу и братство на сытый комфорт
Часто бывает по-другому. Забываются прописные истины. Двойная жизнь, двойное дно, двойная игра, двойные смыслы, двойные стандарты – эти выражения прочно вошли в жизнь, и мы никак не можем их вытравить. Как же надоели эти двойные подходы ко всему, лицемерие и неблагодарность – не только словесные, но и в действии…
В прошлом году за счет бюджета были закуплены сладкие новогодние подарки для детей из многодетных семей Минского района. Почти 11 000 подарков, ведь таких семей в пристоличье с каждым годом, к счастью, становится все больше. Отличных, хочу заметить, семей. Наблюдала, как в декабре в гор-, пос-, сельисполкомы приходили родители вместе с детками, радовались, благодарили за неожиданный сюрприз. Комментировали, обсуждали, делились планами.
Но нашлись и те, кто отказался от подарков, пафосно заявив: «Нам и нашим детям от этого государства ничего не нужно!»
В Заславле, Прилуках, Колодищах. Только почему-то никто из них не пришел после этих слов и не отдал ключи от построенной с государственной поддержкой квартиры. Не вернул семейный капитал, не написал заявление в школе об отказе от бесплатного питания, не возместил деньги за детское питание, которое бесплатно получали и получают их дети в возрасте до двух лет. Опять двойные стандарты. И лишь одна демонстрация. Косая, однобокая. Никто не отвечает за свои слова, так громко и пафосно произносимые. А ведь любому человеку, как мне кажется, очень важно сохранить уважение к себе, быть целостным, глубоким и последовательным в личных убеждениях, поступках, словах. И если есть у тебя своя гражданская позиция, если она тверда, то демонстрируй ее не выборочно (когда выгодно), а целиком и полностью – во всем, всегда и везде, до конца. Или молчи вообще. Есть хороший кавказский закон: если ты достал кинжал из ножен, то его нужно применить. Или не доставать вообще. Ибо уважение потеряешь раз и навсегда и среди чужих, и среди своих.
Кстати, об упомянутом бесплатном детском питании. В январе, когда в магазине случилась задержка с его поставкой, одна из отказавшихся от новогодних детских подарков мамочка оборвала все телефоны, начиная с райисполкомовского, жалуясь, что не может получить положенное ей по закону. От государства, от которого ей «ничего не нужно». Как это назвать?
Читаю одинаковые, как под копирку, обращения в райисполком некоторых жителей нашего района: «Я, гражданка Республики Беларусь, не давала своего согласия на участие Вооруженных Сил Республики Беларусь в агрессивных действиях против Украины… Я требую (!)… скорейшего вывода Вооруженных Сил Российской Федерации с территории Беларуси…» Читаю и думаю: откуда, уважаемые, у вас вдруг появилась такая активная гражданская позиция?
Вас не было на выборах Президента в 2020-м, вы не принимали участие в референдуме 2022-го, когда решались важнейшие для страны вопросы? Вы даже не приходили на парламентские выборы в 2019-м! Где вы прятались все это время? Если наплевать было на страну и ее будущее тогда, вправе ли вы что-то требовать сейчас, да еще столь пафосно? Сидя в теплых квартирах, получая гарантированные пенсии, медицинскую помощь, ГАСП и прочие блага, вам все эти годы дела не было ни до своей страны, ни до Украины, ни до Донбасса. Я не нашла, как ни старалась, в исполкомовской почте за последние годы ни одного обращения, в котором бы жители нашего района возмущались происходящим на Донбассе или выражали озабоченность судьбами его жителей. Ни одного.
Мои друзья арендуют озеро в соседнем районе. Осенью 2021 года, приехав к ним в гости, я познакомилась с супружеской парой из Луганска, которая уже три года живет в Беларуси. Супруги переехали в нашу страну после того, как похоронили маму жены.
«Какая же штука эта, наша жизнь, Ирина! Моя теща – коренная ленинградка в седьмом поколении. Старая питерская интеллигенция. Профессорша. Пережила блокаду. Из большой многодетной семьи выжили только она и ее маленький брат. Ей было 14 лет в блокаду. Восстанавливала город после войны. Что она пережила в войну и после, даже рассказывать не буду. Но теща моя – крепче стали! Когда она стала совсем слаба, мы с женой забрали ее в Луганск в 2012 году. Разве могла моя теща представить себе хоть на миг, что, пережив страшнейшие блокадные времена, она погибнет в мирное время в 2017 году от снаряда ВСУ, угодившего в наш огород?! Разве мог я когда-либо представить, что буду хоронить свою тещу-блокадницу на этом же огороде, под яблоней, без гроба, без отпевания? Что просто заверну в покрывало, опущу в яму и забросаю землей… А все потому, что на кладбище ехать было опасно, да и не на чем, а гроб взять было негде…» Другие истории, услышанные от них, только дополняли те «прелести жизни на Донбассе», которые еженедельно на протяжении этих лет по скайпу рассказывали мои родственники, проживающие в Украине. Люди, до которых, кроме белорусской родни, помогающей и поддерживающей всеми возможными способами, не было никому дела вплоть до нынешнего года.
Надоело второй год тратить государственные деньги и закрашивать ТП, ГРП и ЛЭП, расписываемые трусливыми вандалами, мнящими себя борцами и героями. Это они потом обрывают телефоны, звонят в исполком и в службу 115, если вдруг отключается электричество и пропадает вода хоть на час. Надоело наносить по десять слоев краски на многострадальные деревья, помеченные алыми крестами (и уже не только бчб-, но и «жовто-блакитными» полосами); вынужденно ломать ветки, снимая бчб-тряпки с каменными и железными утяжелениями. Нельзя ратовать против повреждения и уничтожения этих самых деревьев и одновременно творить с ними такое. Эти двойные подходы надоели до невозможности. Так просто нельзя.
Нельзя плевать в колодец, из которого ты пьешь воду. Нельзя ругать свою страну, при этом зарабатывать здесь деньги, а тратить их ехать за ее пределы. Нельзя ругать свою страну и жить в ней, пока тепло, сыто и мирно, а затем сбегать, как только начинаются проблемы. Наблюдала очередь в ОГИМ в начале марта из крепких, здоровых мужиков. Слушала их рассуждения: на месяц в Турцию, затем на месяц в Египет, потом в Грузию, потом еще куда-нибудь, а там вернемся, когда все устаканится. И это вместо того, чтобы поддержать свою страну в непростой период, остаться, работать. Честно и ответственно заниматься делом, платить налоги и вносить посильный вклад в процветание своей Родины. Заботиться о родителях, в конце концов. Пусть без айфонов, немецких автомобилей, французских сыров и английского виски. Так нет же! Сытый комфорт важнее. Заикаться про могилы предков даже не буду.
Нельзя отправлять детей в школу, ждать, что там их обязаны научить «разумному, доброму, вечному» и при этом ругать и хаять учителей как дома, так и в соцсетях, оскорблять их. Нельзя отправлять сына или дочь в школьную танцевальную студию к отличному педагогу и при этом запрещать своему ребенку надевать красно-зеленые костюмы для выступлений. Нельзя кричать на всех углах про европейские ценности, напрочь забывая про общечеловеческие.
Нельзя звонить матерям, чьи дети сейчас в армии, и говорить о том, что они сейчас в Украине или, возможно, уже погибли. Потому что это ниже плинтуса, мерзко, бесчеловечно и кощунственно.
А еще потому, что этот фейковый месседж, посылаемый незнакомой женщине, чей сын с честью выполняет свой гражданский долг перед Отечеством, может вернуться к тебе реальным свершившимся событием с участием уже твоих родных и близких. Такие вещи безнаказанными не остаются. Именно об этом говорили все женщины в прошедшие выходные на КПП воинской части, где служит и мой сын тоже.
Мы часто повторяем эту фразу, козыряем ею по делу и без дела: «Своих не бросаем!» «Лайкаем» ее в соцсетях, носим футболки с принтом, устанавливаем статусом. Но, едва лишь доходит до ситуации, когда нужно доказывать на деле, что мы действительно не бросаем своих, часто сливаемся. О чем говорить, если даже подвыпившего друга бросаем спящего на скамейке вместо того, чтобы доставить бедолагу до дома. Так давайте, наконец, вспомним, как это на деле – отвечать за свои слова и действительно не бросать своих. Семью, друзей, страну, Родину, соседа и брата. Не бросать и не позволять нанести им удар в спину.
Текст: Ирина ТИХОНКО
Фото носят иллюстративный характер