А вы знали, что раньше в Копище была железная дорога? Прогулялись по ее маршруту
Если внимательно взглянуть на карту, можно заметить характерную особенность: на севере пристоличья отсутствует железнодорожное сообщение. Причины тому могут быть разные, однако так было не всегда. Меньше сотни лет назад мимо деревень Копище и Уручье проходила железная дорога. Следы ее, неочевидные для стороннего наблюдателя, можно обнаружить по сей день. Выяснили, где же именно пролегает старая узкоколейка и почему ее так легко перепутать с многочисленными тропами лесного массива.
О существовании железной дороги, проходившей от станции Озерище до деревни Подболотье через деревни Копище и Уручье, свидетельствуют довоенные карты. Так, на карте 1937 года можно отчетливо увидеть, что полотно узкоколейки проходит практически у двора тогдашней школы. Кстати, как утверждают старожилы деревни Копище, насыпь железной дороги рядом со школой была еще в 60-х годах прошлого века. Правда, поезда уже не ходили.
Чтобы определить хоть какие-то координаты, мы решили покопаться в интернете. К сожалению, данных о точном местоположении узкоколейки не обнаружилось, несмотря на то что своим опытом люди делились на разных сайтах, причем опубликованные там фотографии существенно отличались друг от друга.
Отыскать остатки старой железной дороги сейчас действительно проблематично: на месте исчезнувших деревень возводят многоэтажки и инфраструктуру
Не стала исключением и деревня Копище. Там, где когда-то находилось устье реки Слепня, сейчас шумит дорога, соединяющая Новую Боровую и Уручье. По мнению одного интернет-пользователя, также некогда занимавшегося исследованием исчезнувшей узкоколейки, пути пролегали на месте нынешнего тротуара напротив ул. Речная. Однако на том же форуме узкоколейку переместили ниже, почти рядом с ул. Гинтовта. В то же время одна из коренных жительниц деревни сообщила нам, что на самом деле насыпь начиналась у нынешнего камня-указателя с надписью «д. Копище».
Внимательно осмотрев окрестности, мы действительно обнаружили небольшой холмик, несколько отличающийся от местного рельефа. В том, что небольшая возвышенность, это часть бывших путей, мы убедились, внимательно рассмотрев его: в грунте обнаружились камни, очень похожие на путевой балласт.
Отследив по карте, откуда примерно может выходить узкоколейка, мы отправились в лес. Предположение о том, что именно одна из тропинок является узкоколейкой, высказал еще один пользователь Сети. Однако подобных тропинок между кюветами в лесном массиве рядом с д. Копище – большое множество. И это не «наследие воинских частей Уручья», как отмечалось на форуме, а особенность рельефа, что становится очевидным во время прогулки по лесу.
Чтобы отыскать узкоколейку, мы решили сопоставить сведения, полученные от местных жителей, и старые карты, призвав на помощь современные технологии
Таким образом, у нас возникло предположение, что ж/д полотно может пролегать недалеко от пересечения ул. Гинтовта и Уручской, и именно там следует начинать поиски, а не присматриваться к лесным тропам.
К своей удаче, мы обнаружили насыпь, похожую на холмик в начале д. Копище чуть в стороне от широкой лесной дороги, что выходит к гаражному кооперативу напротив автобусного парка. О том, что некогда здесь проходили железнодорожные пути, напоминают разве что симметрично расположенные вдоль насыпи деревья и небольшой, тянущийся вдаль пригорок, который уже спустя несколько десятков метров теряется в общем ландшафте (заглавное фото материала — Прим.).
И все-таки почему от ж/д полотна остались лишь воспоминания и какова была его функция? На эту тему можно провести целое краеведческое исследование. Однако, как говорится, это уже совсем другая история.
Место, где можно собственными глазами взглянуть на пристоличный артефакт, имеет координаты: 53.955563, 27.688445
Текст: Дарья ИВАНОВА
Фото: Дарья ИВАНОВА, из открытых источников