В первую очередь бросается в глаза, что для делегатов Всебелорусского народного собрания установлен срок полномочий в пять лет. Но останется ли делегатом Собрания представитель законодательной, исполнительной и судебной власти, если он в период полномочий ВНС будет отправлен в отставку или покинет свою должность по иным причинам? Например, если депутат Палаты представителей или местного Совета будет отозван?
Всебелорусское народное собрание будет предлагать проведение республиканских референдумов, а также изменения и дополнения в Конституцию. Президент будет только назначать даты референдумов, потому что проект предусматривает единый день голосования по выборам депутатов всех уровней.
Новый орган власти (Всебелорусское народное собрание) будет иметь и совершенно новое полномочие — рассмотрение вопроса о легитимности выборов Президента. Также ВНС назначает выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы, а также распускает верхнюю и нижнюю палаты Национального собрания. Президент образует, распускает Администрацию Президента, назначает генерального прокурора, председателя комитета государственного контроля, председателя и членов правления Национального банка.
Всебелорусское народное собрание также будет назначать председателя и членов Центральной избирательной комиссии, а Президент назначать премьер-министра, его заместителей и других членов правительства.
Избирать председателя и судей Конституционного и Верховного судов также будет Всебелорусское народное собрание. Президент будет назначать судей судов общей юрисдикции.
Всебелорусское народное собрание также будет обладать правом давать обязательные для исполнения поручения государственным органам и должностным лицам. С точки зрения теории разделения властей это не совсем верно. Какой смысл тогда разграничивать полномочия Президента и Всебелорусского Народного собрания, если все решения будут замыкаться на одном органе, тем более, непостоянно действующем (ВНС планируется собирать в полном составе раз в год).
Президент исполняет свои обязанности постоянно и имеет возможность реагировать на ситуацию молниеносно, а Собрание необходимо в полном составе созвать, что серьезно повлияет на оперативность принятия важных решений. Поэтому, будет целесообразно наделить Президиум ВНС полномочиями, касающимися оперативного решения вопросов, входящих в компетенцию ВНС, и прописать их в тексте Конституции отдельной статьей с перечнем конкретных вопросов. Например, принятие решения о введении чрезвычайного или военного положения и, возможно, других не терпящих отлагательств.
Президент будет формировать и возглавлять Совет безопасности. Решения Всебелорусского народного собрания могут отменять правовые акты, решения государственных органов и должностных лиц, которые собрание посчитает противоречащими интересам национальной безопасности, кроме решений судебных органов. У Президента останется право отменять только акты правительства.
Так же в проекте Конституции есть очень интересный пункт, согласно которому Президент не может занимать другие должности. Означает ли это, что он не может входить в президиум Всебелорусского народного собрания? Это как раз и не поясняется. Но в переходных положениях прямо сказано, что Президент может занять место председателя Всебелорусского народного собрания в момент вступления в силу изменений.
Как мы видим, ВНС получит намного больше полномочий, чем Президент страны.
Тем более, что у Президента забирают право издавать декреты, имеющие силы законов, а также ряд других полномочий, например, назначение и освобождение от должностей судей и председателей Конституционного и Верховного судов, назначение и освобождение от должности председателя комитета госконтроля. Это очень сильно ограничивает власть Президента по сравнению с действующей Конституцией, что, мне кажется, в нынешней ситуации не совсем оправданно.
На данный момент существенным минусом проекта Конституции является то, что в нем не предусмотрено никакой структуры или механизма, которые могли бы контролировать обоснованность и правомерность решений Всебелорусского народного собрания. В этом, к сожалению, есть определенный риск. Например, для того, чтобы сместить с должности Президента, Всебелорусскому народному собранию нужно будет получить заключение Конституционного суда о систематических грубых нарушениях Конституции. Но как раз Конституционный суд (его персональный состав) и формируется Всебелорусским народным собранием. Где гарантия, что оно не будет злоупотреблять своими полномочиями?
Мне кажется, что также было бы целесообразно прописать в Конституции механизм формирования самого Всебелорусского народного собрания, а не принять отдельный закон в течение года, как это предлагается в проекте сейчас.
Тем более, хотя Всебелорусскому народному собранию посвящена в проекте целая глава, о нем на самом деле известно немного. Понятно, что в его состав должны входить действующие и бывшие президенты. Что касается должностных лиц, то это не определенные в документе представители законодательной, исполнительной и судебной власти, а также избранные представители местных Советов депутатов и представители гражданского общества. Неплохо было бы конкретно прописать, какие именно должностные лица законодательной, исполнительной и судебной власти будут заседать во Всебелорусском народном собрании.
Пока не прописано, сколько людей будет работать в президиуме органа с новыми полномочиями (ВНС).
Не ясно из текста проекта, сможет ли Президент, прекративший исполнение своих полномочий, быть избранным Председателем Совета Республики, — на должность, статус которой стал выше, чем в действующей Конституции.
Это первое, о чем мне, рядовому избирателю, не специалисту по конституционному праву и даже не юристу, нашлось время продумать и порассуждать.