Крупицкий Общество

В Крупице состоялся 9-й фестиваль цимбалистов: как это было

Фестиваль юных цимбалистов «Спеў дубраў-2022» стал уже традиционным для агрогородка. В Крупицком центре культуры им. В. Н. Грома собираются таланты со всех детских школ искусств Минского района каждые два года, чтобы продемонстрировать свои навыки и профессионализм.

С таких маленьких ручьев, как детские школы искусств, образуется обширное течение, которое входит в реку национальной музыкальной культуры Беларуси.

В Крупицу приехали очень значимые гости: заслуженный артист Беларуси, дирижер Национального академического оркестра им. И. Жиновича, профессор Александр Крамко, народный артист Беларуси, профессор, председатель Ассоциации белорусских цимбалистов Евгений Гладков, заслуженный деятель культуры, член президиума Союза белорусских писателей, писатель Зиновий Пригодич.

Зиновий Пригодич, Евгений Гладков, Зоя Гром и Александр Крамко

Александр Крамко приезжает в Крупицу, как к родным людям. Он здесь очень частый гость, и на каких только мероприятиях не присутствовал: выступал с коллективом, оркестром, ансамблем, а с «Крупіцкімі музыкамі» даже ездил на гастроли за границу.

Так сложилось, что Александра Евгеньевича часто приглашают быть членом жюри конкурсов разного уровня и направлений. Поэтому, будучи слушателем детей различной подготовки и возраста, он с уверенностью сказал: уровень мастерства вырастает с каждым годом.

– Да, сейчас музыкант – не такая престижная профессия, как была в СССР, в те времена как-то отдавались ей. Сейчас людям важно деньги зарабатывать. Но в то же время это никуда не исчезает, – рассуждает дирижер. – Ходишь по Минску, молодежь развязная кругом, кажется, все погибает, но когда приезжаешь на концерты, фестивали, сидишь в жюри, видишь детей, подростков, взрослых и даже пожилых людей – все выходят на сцену, понимаешь, ничего не пропало, все будет жить.

Евгений Гладков в свою очередь приехал уже на третий по счету фестиваль. Он рассказал, что в Беларуси есть много конкурсов для исполнителей на народных инструментах, в том числе на цимбалах. Например, им. Жиновича. Есть фестиваль «Серебряный зонт цимбал» – детище Евгения Петровича. Он проходил в Молодечно, Барановичах.

– Мы провели первый республиканский конкурс цимбалистов, где участвовали представители школ, колледжей и высших учебных заведений, – уточнил он. Все остальное же – это искорки. Так, многие ребята, которые заканчивали Крупицкую ДШИ, попадали в Белорусскую государственную академию музыки.

– Некоторые из них учились у меня: Ирина Тихонова, Валерия Корбан. Есть преемственность с этим местом, – с удовольствием отметил Евгений Гладков. – Я был знаком с Владимиром Громом (бывший директор центра культуры – Авт.). Очень хорошо помню его «музыкансткую талантливость», патриотизм от земли, расположенность именно к народному инструментализму. Он фанат. Был он, а потом жена. Зоя Макаровна настолько увлечена поддержкой культуры, народных инструментов, чтобы они звучали, чтобы продолжались дружба и фестивали…  Вся ее душ, вся кровь тут. И поэтому оно живет и будет жить, пока есть такие люди. Они держат население в подогретом состоянии, и дело не в деньгах, а в том, что это радость для человека – заниматься таким благородным делом.

А вот Зиновий Пригодич здесь оказался впервые, хотя с Владимиром Громом знаком был много лет:

– Мяне здзівіла, што тут такі выдатны центр культуры на переферыі. Не кожны райцэнтр мае такую базу, музычную школу – гэта проста цудоўна.

По мнению Зиновия Кирилловича, ранее система образования была более насыщенная и разнообразная. «Тое, што было ў савецкая школе, разбурана. Калі я вычыўся ва ўніверсітэце, мы два гады мелі абанемент і хадзілі ў філармонію. Нам не проста давалі музычныя канцэрты – перад імі была лекцыя, дзе распавядвалі, што гэта за музыка, прывучалі да класічнай, сімфанічная музыкі. Мы, моладазь, любілі, канешне, і джаз, але паралельна выхоўвалі любоў да класічный музыкі. Міхась Казенец казаў: музыка можа выразіць самыя тонкія зрухі душы, ёй можна выказаць нават тое, што непадуладна слову. Няшчасны чалавек, які не ведаець музыкі».

После этих слов мы двинулись в зал.

Программу открыло воодушевляющее выступление преподавателя Белорусской государственной академии музыки по классу цимбал, дирижера оркестра белорусских народных инструментов академии музыки Дмитрия Колотило и студентки этого учреждения образования, выпускницы Крупицкой ДШИ Ирины Тихоновой. «Беларуская мелодыя» Иосифа Жиновича абсолютно погрузила в вечер белорусского творчества.

Учащаяся Крупицкой детской школы искусств Маргарита Мазовка вместе с концертмейстером Татьяной Волковой подарили зрителям «Польку» с оперы «Дзяўчына з Палесся».

А самым юным участником фестиваля стал Наум Довальцов из Михановичской ДШИ – он исполнил произведение «Танец» с оратории «Падарожжа ў краіну дзяцінства».

Эту же детскую школу искусств представляла Стефания Писарева.

Детально к созданию образа подошли учащиеся Сеницкой детской школы искусств. Вероника Константинович и Мария Якубенко исполнили известную мелодию песни «Черный кот».

Алексей Коробкин из этого же учреждения образования сыграл очень трогательную мелодию из кинофильма «Высокий перевал». Грустная композиция заострила на себе внимание: мотивы уносили далеко, каждого в свои, мысли.

Ратомскую детскую школу искусств представила цимбалистка Полина Добрякова. Травма руки не помешала ей искусно сыграть мелодию на пару с концертмейстером Анной Вербицкой.

Русский народный танец «Кадрилька» исполнил дуэт из Мачулищанской детской школы искусств в составе Эмилии Ванзонок и Валерии Кернажицкой.

А далее зрителей ждало выступление целого ансамбля цимбалистов, да еще какого! «Гумарэску» исполнили воспитанники местной ДШИ Дарья Сафонова, Вера Власова, Алексей Северинчик, Мирослава Науменко, Анастасия Костюковец, Ульяна Гладун, Любовь Красильникова и руководитель ансамбля Ирина Горская.

Заславская школа искусств умеет удивлять! Лирично и трогательно звучала романтичная элегия для альт-саксофона и струнных инструментов в исполнении ансамбля «Глория».

Солист – Дмитрий Дащинский.

Особое место фестивального дня заняло выступление Ирины Тихоновой с произведением «Верасы майго юнацтва», после чего зрители смотрели цикл фильмов о жизни и творчестве народного артиста Беларуси, известного дирижера и общественного деятеля, одного из крупнейших представителей современного музыкального искусства Беларуси, профессора Михаила Козинца.

Не спроста памяти этого человека уделили столько внимания: Михаил Антонович не раз приезжал на фестиваль «Спеў дубраў», выступал здесь со своим оркестром. Присутствующий в зале Зиновий Пригодич даже написал книгу о нем. Писатель поделился историей своего знакомства с великим музыкантом, с которым они дружили более 40 лет.

После больницы они попали в Аксаковщину на восстановление. В конце мая стояла хорошая, солнечная погода, на пляже было много людей: кто-то загорал, кто-то плавал, и только один человек, уткнувшись в бумагу, читал: то усмехнется, то нахмурится… «Па сваёй журналісцкай цікаўнасці я заглянуй і бачу: ноты! Думаю, божа, чытае ноты, а рэагуе нібыта на словы. Я не вытрымаў, пацікавіўуся, што гэта. А Міхась адказаў: «Бачыце, разумная людзі купаюцца, загараюць, адзін я, дурань, партытуру чытаю», – вспоминает Зиновий Кириллович.

В последние годы жизни дирижер задумал поднять оркестр на качественно новый уровень. Он добивался нового звучания в последних премьерных спектаклях, и это было действительно мощно. Но он собирался еще ввести группу струнных инструментов. Писатель предложил провести серию разговоров, чтобы подробнее разобраться, что именно планируется менять, как. К сожалению, удалось записать только вступительную речь. 30 декабря 2021 г. Михаила Козинца не стало.

Разностороннюю, обширную концертную программу составила директор Крупицкой детской школы искусств Зоя Гром.

В этот день без внимания не остался никто. Почетные гости мероприятия вручили ребятам дипломы и символ фестиваля – колокольчики местных мастеров.

Текст: Елизавета МАЗУРЧИК

Фото: Елизавета МАЗУРЧИК