Общество

Из Заславля с любовью к истории. Побывали на открытии выставки «Волшебная мелодия глины»

7 февраля в столичном Музее истории театральной и музыкальной культуры открылась выставка «Волшебная мелодия глины». Экспонаты – из фондов Историко-культурного музея-заповедника «Заславль».

На выставке представлена рябая, глазурованная и черно-задымленная керамика – традиционная бытовая посуда, ассортимент и формы которой были типичны для народной керамики Центральной Беларуси. Гончарные изделия впечатляют чрезвычайным совершенством и изысканностью форм, несмотря на довольно скромный, монохромный декор.

В Беларуси гончарство известно еще со времен неолита, и первые глиняные изделия создавались вручную, без последующей термической обработки. Как самостоятельное ремесло гончарство существует на белорусских землях с Х века, когда появились первые гончарные круги. Практически на каждом базаре можно было увидеть одного-двух гончаров со своим товаром. Однако при всем своем разнообразии изделия белорусских мастеров имели общие художественные особенности, что придает им характерный национальный колорит. Глину для гончарства ивенецкие и раковские мастера называли «ганчарка» и разделяли на высокопластичную («тлустая», «глей»), среднепластичную и низкой пластичности («худая», «посная»). Так как жирные глины не выдерживали высокой температуры обжига, их «отощали», т. е. добавляли дресву (крошка из пережженного камня) или песок.

Обваривание было известно со времен неолита, в отличие от дымления, которое пришло на Беларусь в XII веке.

Рябая керамика производится путем прокаливания: раскаленное докрасна изделие вынимается из печи и опускается в корыто с закваской. Таким образом изделие укреплялось, и светлое покрытие украшалось черно-коричневыми пятнами.

При изготовлении черно-задымленной керамики вход в раскаленную печь закрывается. При горении без доступа кислорода в печи возникает химическая реакция, и изделие приобретает черный или иссиня-черный цвет.

Большинство изделий на выставке – это глазурованная керамика. Чтобы защитить изделие от проникновения влаги и воздействия вредных веществ, гончары стали покрывать их слоем стекла. Под глазурью краски и узоры становились более сочными и яркими.

Кроме посуды на выставке представлены стилизованные глиняные игрушки. В большинстве случаев поделки белорусских мастеров – это свистульки в виде коня, птицы, барана, всадника, медведя, куклы. Многие из игрушек посвящены календарным народным праздникам.

Текст: Тамара ВЯТСКАЯ

Фото: Тамара ВЯТСКАЯ