г. Заславль Общество

Выяснили, как в Заславской школе №2 учат инклюзии

В Заславской школе №2 образование получают порядка 100 учащихся с ограниченными возможностями. Из них около 70 – с особенностями психофизического развития, 30 – с инвалидностью. Преподавательский состав делает все необходимое, чтобы каждый воспитанник учился с удовольствием и был максимально вовлечен в образовательную деятельность.

– Особенным детям трудно учиться по обычной программе. Специально для них на базе учреждения созданы в 1996 году и функционируют по сегодняшний день классы интегрированного обучения и воспитания, – отметила заместитель директора по учебной работе, учитель-дефектолог Наталья Малиновская. – К сожалению, последнее время все больше детей с тяжелыми нарушениями. Поэтому мне, как учителю, необходимо грамотно выстроить взаимодействие с таким ребенком, оценить возможности по тому или иному предмету, нужно хорошо знать не только общие закономерности развития в детском возрасте, но и индивидуальные особенности каждого учащегося.

Наталья Малиновская

А еще, по словам дефектолога, очень важно соблюдать этику общения. Причем не только педагогам, но и ученикам.

– Дети относятся к друг другу с пониманием, сопереживанием. И я, и мои коллеги этим очень гордимся, –  обратила внимание Наталья Владимировна.

Школа. Родители. Общество

По словам нашей собеседницы, одна из главных трудностей –взаимодействие с родителями особенных деток:

– По моим наблюдениям, некоторые из взрослых находятся на стадии непринятия реальности – что в их семье родился ребенок с   особенностями психофизического развития (ОПФР).

Педагогам и психологам приходится приложить немало усилий, объяснять, что быть не таким, как все, не наказание. И что с этим можно и нужно жить дальше. А главное – счастливо.

Наталья Малиновская порекомендовала взрослым не впадать в крайности. Не переусердствовать с занятиями, чтобы не вызвать у ребенка нелюбовь к учебе. Но и не пускать все на самотек. А также не перекладывать всю ответственность за воспитание и образование детей на педагогов.

– Если учащемуся не даются точные науки, не нужно пытаться сделать из него, к примеру, великого математика. Лучше сфокусироваться на тех учебных предметах, по которым школьник с особенностями в развитии успевает хорошо. И, что не менее важно, они ему действительно интересны.

Существует проблема: общество не знает, как помочь особенным детям, а родители или их опекуны – как правильно об этом попросить. Что следует понимать и тем, и другим?

– При общении с особенными людьми важно  не показывать жалость. Не бояться протянуть руку помощи. Однако лишь в том случае, когда она необходима. Для этого можно поинтересоваться, к примеру: «Нужна ли вам помощь в перемещении на инвалидной коляске?»

А если мне ответили, но я не разобрала речь человека?

В таком случае следует обратиться к его сопровождающему: тот подскажет.

Равный обучает равного

В 2019 году здесь запустили инновационный проект «Внедрение модели формирования толерантности участников образовательного процесса через организацию продуктивного взаимодействия с детьми с ОПФР». В рамках проекта действуют объединения по интересам, активно развивается волонтерское движение. К добровольческой деятельности привлекаются учащиеся всех возрастов.

Творческие ребята проводят мастер-классы, тренинги, викторины среди младших товарищей, воспитанников детских садов, учащихся других школ города Заславля

– В рамках тематических недель для учащихся школы проводятся образовательные лекции. Приглашенные спикеры рассказывают об особенных людях. Приводят примеры знаменитостей и известных личностей в  культуре, науке, спорте, – отмечает Наталья Малиновская.

Не так давно на Неделе толерантности перед ребятами выступила белорусская спортсменка, чемпионка Паралимпийских игр, заслуженный мастер спорта Республики Беларусь Людмила Волчёк. Приезжал и научный сотрудник центра социологических и политических исследований БГУ, человек с инвалидностью по зрению Валерий Ананьев.

– Что от первой, что от второй встречи ребята остались в полном восторге! И хотя мы не предполагали формат «вопрос-ответ», к нашему приятному удивлению, учащиеся были максимально вовлечены в процесс. Интересовались у спикеров, как, к примеру, вести себя с особенными людьми. Что важно – исходили из жизненных ситуаций, – рассказывает Наталья Малиновская.

Обязательно протянут руку помощи волонтеры и пожилым заславчанам, дополняет дефектолог: «В нашу школу нередко поступают звонки от людей старшего поколения с различными просьбами. К примеру, почистить участок от снега. В таком случае привлекаются в основном 8–11-е классы».

И это далеко не все. Для детей разных возрастов, независимо от особенностей развития, проводятся туристические экскурсии, они могут отдохнуть  в лагере, завести новые знакомства.

Летом на базе школы функционирует оздоровительный инклюзивный лагерь с круглосуточным пребыванием «Рука в руке». Опыт такого оздоровления, между прочим, единственный в Минском районе

В 2021 году в лагере с круглосуточным пребыванием оздоровлялись дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Фото с архива Натальи Малиновской

На вопрос, какую помощь в лагере оказывают волонтеры особенным ребятам и почему им это интересно, собеседница отвечает:

Кому-то требуется помощь в передвижении, кому-то в сопровождении на экскурсии. И с этой, и с другой задачей и учащиеся, и педагоги справляются на ура. К тому же дети с малых лет проникаются идеей добровольчества, растут отзывчивыми и умеющими сострадать. А еще у волонтеров формируется командный дух. Все эти навыки потребуются им как в учебе, так и в будущей карьере.

Содействие в сохранении исторических событий и памяти героев

В Заславской школе №2 также реализуется проект «Сохраняя память и традиции поколений» – на данный момент он действует в онлайн-режиме.

Это видеоэкскурсии по школьному музею боевой славы и по Заславлю. Как правило, лекционную часть готовит заведующий музеем, а ребята занимаются воплощением задумок, рассказала заместитель директора по учебной работе.

Среди образовательных проектов – «Заславль в июне 1941-го», «Их именами названы улицы города»

В видеоэкскурсиях на историческую тематику наравне с остальными учащимися задействованы также выпускники школы, дети с особенностями развития. Фото с архива Натальи Малиновской

На вопрос, что мотивирует педагогический коллектив не останавливаться на достигнутом, Наталья Владимировна отвечает:

Видеть вовлеченных в актуальные, жизненно важные темы детей, плоды совместных усилий.

На пути к цели

По результатам анкетирования и социологического исследования среди всех участников образовательного процесса Заславской школы №2 – начиная от учителей и заканчивая законными представителями учащихся, по сравнению с 2019 годом уровень толерантности повысился, что и было целью инновационного проекта.

Говоря о планах, Наталья Малиновская отмечает:

Хочется и дальше внедрять полезные идеи и образовательные проекты в рамках школы, делиться опытом с коллегами из учреждений образования не только Минского района, но и республики.  Важно работать сообща: учителям, родителям, учащимся и общественности. Тогда все точно получится.

В Заславской средней школе №2 на постоянной основе проводится работа по совершенствованию коррекционно-педагогической помощи детям с особенностями психофизического развития, освоению современных образовательных технологий специального образования. Особый акцент делается на внедрение и массовое распространение идей инклюзивного образования в социуме. В частности – формирование толерантного отношения к особенным детям и их законным представителям.

Текст: Яна ВАСЬКОВА

Фото: Яна ВАСЬКОВА, из архива собеседницы