Прысталiчча

Газета Минского района

Горе-родителей перевоспитают санкциями?



 В Беларуси из общего числа детей-сирот около 80% – социальные сироты, у которых родители  начинают вести аморальный образ жизни, употребляют алкоголь и наркотики, нигде не работают. Их воспитательная роль в жизни ребенка сведена к нулю, и они становятся объектом внимания органов опеки. Есть ли решение проблемы социального сиротства, рассказала главный специалист отдела занятости управления по труду, занятости и социальной защите Минского райисполкома Екатерина Михаленя.

 Воспитание детей – это обязанность родителей, которые пошли на осознанный шаг подарить жизнь новому человеку. Но исполнять такой долг спешат не все. Когда главное место в жизни родителей занимают пагубные увлечения, дети могут становиться обузой. Как результат – ребенок попадает под опеку государства, его домом становится детский приют, а родители продолжают вести разгульный образ жизни. И если раньше для них это было обычным делом, то сегодня ситуация изменилась. Сбросив с себя обязанности по воспитанию детей, они могли спокойно продолжать вести беззаботный образ жизни, ни копейки не тратя на содержание и воспитание собственных детей. Разрешить этот жестокий парадокс решили тоже жестко, но справедливо и – самое главное – в интересах детей.

Для решения проблемы социального сиротства в стране выработана законодательная практика, регламентирующая вопросы социального сиротства. В 2007 вступил в силу Декрет №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях». Этим документом были установлены меры, обеспечивающие возможность взыскания с родителей, не занимающихся должным образом воспитанием своих детей, расходов государства по их содержанию. В первую очередь данный документ направлен на профилактику социального неблагополучия семьи. Он обозначает действия государственных структур по обеспечению защиты интересов детей в неблагополучных семьях, повышает ответственность родителей, не выполняющих обязанностей по воспитанию детей. Декрет регулирует вопросы изымания ребенка из неблагополучной семьи, утверждения плана защиты его прав, определения его на государственное обеспечение, принятие мер воздействия на родителей в целях изменения их поведения, возмещения ими средств на содержание детей и, в конечном итоге, на восстановление семьи.

Как определяется социальная безопасность ребенка

Кто и как решает, что ребенок находится в социально опасном положении? Этот вопрос часто подвергается обоснованной критике, но действующий алгоритм в Минском районе таков: для организации работы по этому направлению и с целью контроля при Минском райисполкоме создан и в настоящий момент действует Координационный совет по реализации норм и положений Декрета №18. В состав совета входят органы образования, здравоохранения, по труду, занятости и социальной защите, правоохранительные органы.

Первые «звоночки» приходят туда из школы и детского сада. «При поступлении информации о том, что родители ведут аморальный образ жизни, увлекаются алкоголем или наркотиками, не выполняют родительские обязанности, учреждением образования проводится изучение положение несовершеннолетнего, обследование его условий жизни и воспитания в семье. При необходимости принимается решение о признании ребенка находящимся в социально опасном положении», – отмечает Екатерина Михаленя.

После признания ребенка находящимся в социально опасном положении учреждением образования совместно с заинтересованными органами и организациями разрабатывается и утверждается индивидуальный план защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, в котором предусмотрены меры по устранению причин и условий неблагополучия. Главное, чтобы родители желали изменить ситуацию.

Когда приюта не миновать

Если обстановка в семье, несмотря на проводимую работу, не улучшается, то ребенок признается нуждающимся в государственной защите – его передают в детский приют. Для одних детей такое содержание может быть временным (до 6 месяцев), а для других, к сожалению, – постоянным. С момента передачи ребенка в приют неработающие родители берутся органами внутренних дел на учет для профилактического наблюдения и подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации – простым языком, у них берутся отпечатки пальцев. Возмещение нерадивыми родителями расходов, затраченных государством на содержание детей, начинается со дня помещения ребенка на государственное обеспечение и прекращается после их полного погашения. Если родитель не работает, его трудоустраивают в принудительном порядке по решению суда.

В такой концепции, безусловно, есть важный вопрос: готовы ли учителя или воспитатели объективно рассматривать проблемы неблагополучных семей? Ведь главная задача учителя – учить детей; воспитателя – воспитывать, да и не каждый захочет портить отношения с родителями. И поможет ли принудительная работа стать на правильный путь? Пока эти вопросы лежат на совести педагогов, воспитателей и в первую очередь самих родителей.

 Кстати:

С момента вступления в силу Декрета отделом занятости управления было трудоустроено 860 граждан, являющихся обязанными лицами, в отношении которых были вынесены определения суда о принудительном трудоустройстве. Для трудоустройства лиц данной категории ежегодно решением Минского районного исполнительного комитета устанавливается бронь для приема на работу в организации Минского района, вне зависимости от форм собственности. На 2020 год было забронировано 326 рабочих мест на 159 организациях. Перечень организаций, на которые возлагается ответственность по трудоустройству таких родителей, утверждается Минским областным исполнительным комитетом. В настоящее время Минский райисполком готовит новое решение на следующий календарный год.

 В отношении родителей, которые не желают трудиться и возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, Декретом №18 предусмотрены и соответствующие меры наказания, о которых мы расскажем подробно в ближайших номерах газеты «Прысталічча».

Николай Заяц

Оставить комментарий: