Официально

Регион

Новости регионов

Время готовить лыжи

В Щомыслицкой средней школе прошел мастер-класс чемпиона страны по лыжным гонкам Павла Куличкова, бывшего ее воспитанника. Встреча получилась очень теплой и искренней: ученики интересовались карьерой юного спортсмена, выстрелившего на республиканской лыжне в 18 лет, спрашивали, как проходит подготовка к зимнему...

Я мама – и я самая счастливая

В девичестве Светлана Галкина, чтобы все успевать, скромно мечтала не о многодетной семье, а об одном ребенке. Однако жизнь прекрасна сюрпризами! Муж и… не один ребенок, а четверо детей стали самым большим подарком и вдохновением в ее жизни. Окрыленная счастьем, Светлана стала не только любящей и заботливой...

Учитель для людей – судьбы начало и всех времен связующая нить

В преддверии профессионального праздника – Дня учителя – мы беседуем с начальником отдела образования, спорта и туризма райисполкома Валентиной Васильевной ОСТАПЕНКО. Зная ее творческий, нестандартный подход к работе, свои вопросы мы решили задать тоже нестандартно. Качество или количество? Качество...

Боровлянский вундеркинд

Алексей ГЛАЗ еще в пять лет собрал свою первую модель, а в 10 лет запрограммировал ее двигаться. Чудеса? «Что вы! Роботу надо давать жизнь, в будущем они смогут намного больше, чем люди, – с оптимизмом и взрослой серьезностью говорит мальчик. – Хотите увидеть чудо? За мной!» В комнате Алексея...

Анатолий Исаченко: «Не можно, а нужно благодарить аграриев»

2 сентября председатель Минского облисполкома Анатолий Исаченко вручил Благодарственное письмо комбайнеру агрокомбината «Ждановичи» Михаилу Саладухе, который намолотил 5816 тонн зерна, это лучший результат в области. Поздравил героя жатвы и министр сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Леонид...

Вектор успеха определили педагоги пристоличья в Национальной библиотеке

Начальник отдела образования, спорта и туризма Минского райисполкома Валентина Остапенко, заместитель председателя Минского райисполкома Александр Мякинник с учениками Мачулищанской СШ и воспитанниками ГУО «Детская деревня «Истоки» 29 августа прошла конференция педагогических работников Минского...

Не ищите в суициде романтику

 Научное определение суицида следующее: намеренное, осознанное лишение себя жизни, ведущее к смерти.

Психологический смысл подросткового суицида (точнее говоря, суицидального поведения, так как попытки гораздо чаще оказываются неудачными) —  это крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания умереть, как правило, в этом возрасте нет; представление о смерти крайне неотчетливо, инфантильно. Смерть представляется не как прекращение, полная остановка биологических и физиологических процессов жизнедеятельности организма, а как романтически окрашенное действие, наполненное духом авантюризма и бунтарства, свойственных подросткам. Также смерть может казаться желаемым длительным сном, отдыхом от невзгод, способом попасть в другой мир. Часто смерть видится средством наказать обидчиков.

Если произошел суицид, то в обществе принято искать его причину: будь то неразделенная любовь, ссора с близким человеком, трудности в учебе или внезапно появившаяся болезнь. Но важно понимать, что суицид — это следствие не одной неприятности, а многих. Все слышали выражение: «Последняя капля, которая переполнила чашу терпения». Причины, ведущие к суициду, подобны капающим в чашу терпения каплям. Каждая капля — ничто. Двум каплям, десяти каплям ни за что не заполнить чашу доверху. А теперь представьте, что капель этих не десять и даже не сто, а многие тысячи. В какой-то момент чаша терпения будет переполнена. В таком случае мы ищем не причину самоубийства, а то, что стало «последней каплей». Другой особенностью детских суицидов является то, что все проблемы детьми воспринимаются крайне серьезно. Это то, что взрослым может казаться простым пустяком:
 
—  бросил парень/девушка (взрослые обычно проще к этому относятся, говорят: «Другого найдешь»);
 
—  поссорился с другом (подростки вообще склонны часто ссориться и мириться между собой);
 
 —  наказали родители (в «воспитательных целях»);
 
 —  ссоры между родителями;
 
—  неудачи в учебе;
 
—  издевательства сверстников из-за внешнего вида и т.д.
 
Главная неудача в том, что суицидальный подросток остается со своей проблемой «один на один». 
 
Сейчас можно найти много информации о суицидах, но главное — это то, что его можно предотвратить! Это может сделать каждый: родители, друзья, учителя, просто знакомые. Главное при этом — не быть равнодушным. У каждого суицида есть свои «предвестники»:
 
—  прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях: «хочу умереть», «ты меня больше не увидишь», «я не могу больше выносить эту проблему», «скоро все это закончится».
 
Из десяти покушающихся на свою жизнь подростков семь делились своими планами. Поэтому большинство подростков, которые говорят о суициде, не шутят. Тем не менее, у нас принято от них «отмахиваться». «Он шутит», — говорим или думаем мы. — «Она делает вид», или «Это он говорит, чтобы привлечь к себе внимание!».
 
Важно понимать: если подросток решился заговорить о суициде именно с вами, то именно от вас он и ждет помощи, возможно, больше других доверяет. 
 
Какие же основные симптомы в поведении и словах детей должны насторожить родителей, близких людей и педагогов:
 
—  шутки, ироничные высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни;
 
—  слова о своей беспомощности и зависимости от других;
 
—  приведение своих дел в порядок — раздача ценных вещей («подарков»), упаковывание (подросток мог быть неряшливым, и вдруг начинает приводить все в порядок, делает последние приготовления); 
 
—  самообвинения;
 
—  сообщение о конкретном плане самоубийства;
 
— депрессия, потеря интереса или чувства удовольствия в ситуациях, обычно вызывающих положительные эмоции;
 
—  повторяющиеся мысли о смерти или самоубийстве; снижение внимания или способности к ясному мышлению; вялость, хроническая усталость, замедленные движения и речь; снижение успеваемости, пропуски занятий, невыполнение домашних обязанностей; бессонница или повышенная сонливость; изменение аппетита с последующим увеличением или потерей веса.
Что же делать в таких ситуациях? 
 
Нужно понимать, что подростку сейчас очень плохо. Он постоянно грустит и раздражителен. Скорее всего, он одинок перед своими проблемами. Это из-за того, что ему нужны тепло и поддержка, а сам он их попросить не может. Предложите помощь сами: 
 
—  установите доверительные отношения, эмоционально поддерживайте;
 
—  выслушивайте: «Я слышу тебя»;
 
—  не бойтесь задавать конкретные вопросы о планах и попытках (таким образом, вы не спровоцируете подростка на суицид, а покажете, что он не одинок.
 
Ни в коем случае нельзя: ругать подростка, осуждать его за его мысли, наказывать или высмеивать, нельзя оставлять одного. Этими действиями можно усугубить и без того непростую жизненную ситуацию.
 
Важно убедить подростка в том, что всегда можно обратиться за помощью к психологу или психотерапевту, наиболее близкому человеку.
 
 Если в данный момент нет возможности попасть к специалисту в учреждении образования, поликлинике, больнице или в частном порядке, то всегда можно позвонить в «службу доверия» и проконсультироваться. 

Алексей Цырулик, врач-психотерапевт Центра здоровья молодежи и подростков 
поликлиники Минской ЦРБ
 

Оставить комментарий:

Для рекламы используйте доску объявлений!
Ваше имя:


wink smile tongue biggrin lol closedeyes glare huh sad angry cool unsure ohmy blink shok

        


Введите цифры на картинке:

Поделиться ссылкой вКонтакте
Поделиться ссылкой в Twitter