Прысталiчча

Газета Минского района

Куда приводят мечты



 Для нашей страны городские линии Белорусской железной дороги – новая транспортная концепция: в следующем году ей исполнится 10 лет. Комфортный, удобный и, самое главное, быстрый вид транспорта хорошо прижился на Минщине: он позволяет за короткое время и без лишних забот добираться в нужные места. Именно на городских линиях курсируют известные скоростные поезда – «Штадлеры». А за безопасность и комфорт таких поездок несет непосредственную ответственность машинист.

В агрогородке Атолино под Минском живет Сергей Гедровец. Уже десять лет он работает машинистом одного из популярных видов транспорта в Минском районе – городских линий. О специфике своей работы машинист рассказал корреспонденту нашей газеты.

 Путь в машинисты

– Школа, в которой я учился, располагалась неподалеку от железной дороги, поэтому поезда видел часто, со временем к ним начал формироваться интерес как к чему-то неизведанному. Мой школьный друг решил поступать на машиниста и рассказал об этом мне. В итоге на специальность машиниста пошел поступать и я. Конкурсы тогда были большие: где-то по 4 человека на место. Начинал я с училища, куда поступил в 1998 году. Сначала работал на железной дороге слесарем, потом – 8 лет помощником машиниста. После этого меня направили и на курсы машиниста. Интересно, что машинистом я стал в необычную дату – 20.10.2010. Когда учился, к нам уже пришли составы «Штадлера». Мы были одними из первых, кто с ними познакомился, и нас уже учили работать на них.

На новых поездах «рулит» компьютер

Для того чтобы поезд начал движение, используются специальные джойстики. Принцип достаточно несложный: направляешь джойстик вперед – поезд едет, назад – начинает тормозить. В современных поездах, в «Штадлерах», все остальное делает компьютерная система. В плане вождения это, конечно, совсем другой поезд. Основная сила здесь – компьютерное управление, а в старых поездах оно механическое. Теперь машинист просто дает команду, а машина ее выполняет.

 Шаг вперед

В движении «Штадлеры» имеют ряд преимуществ. Например, скорость. На каждом участке пути она своя: где-то кривая – там мы едем, к примеру, 100 км/ч, где-то прямая – там можно и 160 км/ч; но в любом случае это большой шаг вперед по сравнению с обычными электричками.

По правилам, во время поездок в кабине не должно находиться посторонних людей. Я работаю без помощника, поэтому в кабине обычно один. В салоне имеются устройства для прямой связи с машинистом: в случае их использования машинист видит, из какого вагона идет сигнал, видит самого человека, может его выслушать. То есть даже несмотря на то, что машинист находится за закрытыми дверями, он всегда в курсе того, что происходит за его спиной.

«Штадлеры» и обычные поезда – это разные эпохи. Они отличаются и по скорости, и по комфорту, и по вопросам безопасности.

 Безопасность превыше всего

Новые поезда значительно безопаснее, чем обычные электрички. К примеру, у каждого машиниста «Штадлера» есть специальные приборы, которые обеспечивают безопасность, – браслеты. Их машинист надевает на руку – без них движение невозможно. Если, например, машинисту станет плохо в пути – браслет это отследит, «сорвутся» тормоза, поезд остановится, чем будет обеспечена безопасность пассажиров в случае нестандартной ситуации.

 Специфика профессии

Работа машиниста такая, что приходится всегда быть начеку: следить за сигналами (в поездах, к слову, сигнал светофора виден на специальной панели – еще задолго до того, как машинист увидит светофор через лобовое окно), за передвижениями пассажиров. Машинист не имеет права отвлекаться. Сами представьте: если при скорости 160 километров в час машинист на 5–10 секунд отвлечется, то какое расстояние сможет проехать за это время поезд?

На «Штадлерах» совсем другой уровень комфорта для работы. В день у меня может быть до трех «оборотов» по маршруту Минск – Беларусь («оборот» – на языке машинистов – маршрут туда и назад). На первый взгляд может показаться, что машинист только ведет поезд. На самом деле это не совсем так: при стоянках на станциях машинист полностью осматривает поезд снаружи и изнутри, проверяет работоспособность всех приборов.

График работы составляется на месяц: каждый машинист заранее знает, что он будет делать. Перед каждой поездкой мы проходим медицинский контроль. Это условие обязательное: измеряется температура, давление, сдается тест на наличие алкоголя в крови, проверяется в целом состояние... Машинист должен прийти на работу отдохнувшим. Если самочувствие нестабильно – это недопустимо, будет меняться локомотивная бригада.

Между поездками машинисты отдыхают в специальных «гостиницах», которые предназначены только для них. Так бывает в случае, если в какой-либо город мы приезжаем вечером, а возвращаться назад нужно утром. Бывает так, что в один день маршрут может быть поздним вечером, а в следующий раз, например, через несколько дней, – рано утром. Но и к такому режиму можно привыкнуть.

Николай ЗАЯЦ

Фото автора

Оставить комментарий: