Прысталiчча

Газета Минского района

Со своим товаром – на внешний рынок



 В 101 страну мира поставляет свою продукцию агропромышленный комплекс Беларуси. Об этом на пресс-конференции в рамках международной специализированной выставки «Белагро-2020» сообщил представитель Минсельхозпрода Алексей Богданов.

По ряду позиций наши продукты выигрывают конкуренцию с зарубежными, подчеркнул специалист. Прежде всего, в них меньше различных химических добавок, влияние которых на организм человека до конца все еще не изучено.

Например, одни и те же сорта яблок при их выращивании в Беларуси обрабатываются пестицидами примерно наполовину меньше, чем в Польше. Такое же соотношение и по ряду других видов сельскохозяйственной продукции.

Превозносить свое, конечно же, патриотично, и в этом нет ничего предосудительного. Так делают все, в том числе и ушлые западные производители. Однако было бы опрометчиво полагать, что в вопросах экспорта у нас в Беларуси все безупречно.

Неиспользованные резервы особенно отчетливо видны на низовом уровне, ведь говорить в масштабах страны всегда легче и проще. На примере же конкретной отрасли или административного района взору открывается несколько иная картина.

Возьмем растениеводческую отрасль. Похвастаться экспортом продукции здесь могут далеко не все хозяйства. В основном богатство наших полей уходит на внутренний рынок. Иными словами, экспорт растениеводческой продукции почти не развит.

Впрочем, исключения все же имеются. Так, ОАО «Гастелловское» уже не первый год продает за пределы страны свой картофель. Поставку овощей на внешний рынок осуществлял также агрокомбинат «Ждановичи». Но этим, по существу, в масштабах района все и заканчивается. Остальные хозяйства пока только лишь теоретически рассматривают свое участие во внешних продажах.

Увы, но такое же положение вещей характерно не только для растениеводческой отрасли, что, разумеется, нисколько не убавляет остроты проблемы. По большому счету намерения по части экспорта в весьма значительной степени все еще превалируют над конкретными результатами.

Мы по-прежнему продаем недостаточно. Оставляет желать лучшего и география поставок. В основном экспортеров выручает Россия. Но ведь известно, что класть яйца в одну корзину опасно – при случае они могут разбиться, чему было немало примеров в нашей истории.

Справедливости ради надо сказать о том, что развитие экспорта не всегда зависит только от самих экспортеров. Да и экспортная политика формируется не снизу, отметил Алексей Богданов. Он назвал несколько причин, которые сдерживают развитие нашего экспорта.

Например, большинство видов поставляемой за пределы Беларуси сельскохозяйственной продукции имеет слишком ограниченные сроки хранения. Скажем, довезти нашего карпа до Китая почти невозможно, не считая консервов. Но ведь в Поднебесной эту рыбу считают «продуктом молодости», и спрос на нее в этой стране соответствующий. Чтобы решить проблему, рыбхозам нужна помощь специалистов. Допустим, РУП «НПЦ НАН Беларуси по продовольствию».

Примерно такой же результат можно наблюдать и по другим видам сельскохозяйственной продукции. Кстати, Бразилия поставляет в Китай говядину в вакуумной упаковке. Чем же мы хуже?

Нашим экспортерам трудно конкурировать с всемирно признанными брендами, посетовал Алексей Богданов. Действительно, эти бренды узнаваемы, к ним большое доверие, рынки распахнуты перед ними по всему миру. Но ведь и нам ничто не мешает обзавестись точно такими же «пропусками». Однако пока в Беларуси компании с мировой известностью можно пересчитать по пальцам одной руки. Значит, недорабатываем, что-то у нас все-таки не так.

Даже на российский рынок, не говоря уже о европейском и мировом рынках, наши производители зачастую выходят поодиночке, в лучшем случае группируясь по направлениям: мясокомбинаты – себе, молочные заводы – себе. Но в Европе, да и по всему миру, такого разделения не допускают, продукты животного происхождения там реализуются сообща, потому что это удобно и продавцам, и покупателям. Наши же экспортеры действуют несмело, разрозненно, поэтому нередко и проигрывают западным поставщикам.

Да, по ряду показателей качество нашей продукции, поставляемой на зарубежный рынок, не уступает конкурентам. Однако говорить, что вся наша продукция безупречна, пока все же не приходится.

При производстве продукции у нас не всегда выдерживаются стандарты, применяемые в Евросоюзе. Что уж говорить о неважном качестве сырья. Например, отечественное льняное волокно могло бы конкурировать с зарубежным, но нашим хозяйствам не удается вовремя убрать лен, и волокно из него получается неважным.

В этой связи Алексей Богданов обратил также внимание на необходимость производства искусственных продуктов. По его словам, в этом нет ничего необычного, ведь в мире уже давно используют искусственные ингредиенты привычных для нас блюд. В Беларуси ими не брезгуют иностранные предприятия быстрого питания.

Перед нашими аграриями стоит задача расширять перечень экспортируемой продукции. Пока, однако, все сводится к продажам изделий из молока и мяса. Но ведь мы же возделываем и много другой продукции. Скажем, все того же картофеля, который нам, как ни странно, продолжает поставлять Израиль и другие страны.

О дизайне, красочности упаковки среди производителей сельскохозяйственной продукции в последние годы говорится немало. Надо согласиться, подвижки есть. Однако пока они выглядят слишком робко. Производителям следует активнее пользоваться услугами дизайнеров, развивать рекламу, создавать подразделения по связям с общественностью и СМИ, привлекая для работы в них профессиональных журналистов, других представителей медийного сообщества.

И все-таки в целом, несмотря на определенные недостатки, наш национальный экспорт выглядит неплохо. Важно, однако, не поддаться обманчивому чувству, что мы, дескать, знаем себе цену и сами с усами.

Необходимо много сделать для того, чтобы закрепить и развить положительные тенденции, подчеркнул Алексей Богданов. Тем более что Минсельхозпрод, да и регионы намерены поддержать в этом производителей. В частности, в будущем планируется создание мощных экспортных структур в каждой отдельно взятой области страны. Так что своего последнего слова производители сельскохозяйственной продукции еще не сказали.

 

Олег ШВЕДОВ

Оставить комментарий: