Прысталiчча

Газета Минского района

Сергей НАЙДОВИЧ: Государство и бизнес должны слышать друг друга. И взаимодействовать



В нынешнем году инкубатору малого предпринимательства, который размещается в Колодищах, исполняется 30 лет. За годы работы ЗАО «МАП ЗАО» помог встать на ноги не одному десятку предприятий. Генеральный директор «МАП ЗАО» и по совместительству председатель совета по развитию предпринимательства при Минском облисполкоме Сергей Найдович готов рассказать, что́ нужно для успешной работы бизнеса, как мотивировать каждого работать на результат и почему заработанные деньги одного района не должны уходить в другой.

– Сергей Михайлович, рассуждая о развитии регионов, вы отмечали, как важно уметь презентовать каждый. Как бы вы сами презентовали Минский район, на чем сделали бы акцент?

– Минский район – один из ключевых в республике: здесь на протяжении более 20 лет создаются условия для развития предпринимательства. В районе всегда были готовы принять бизнес. Ведь территория Минска ограничена, возможности для развития частного предпринимательства тоже имеют свои пределы. Также там функционируют предприятия, которые работают еще с советских времен: городских площадей для новых производств может попросту не хватить. А в районе есть свободные территории. Поэтому в пристоличье открылось много новых предприятий, которые сейчас формируют доходную часть районного бюджета. Речь идет о площадках в Колодищах, где развивается малый бизнес (порядка 700 предприятий). И их количество будет только расти. Еще один пример – в Привольном появилась группа предприятий, специализирующихся на машиностроении. Есть и иные примеры. Другие площадки Минского района также постепенно формируют свой бизнес-облик.

– Насколько актуален для Минского района вопрос ликвидации одних и открытия других предприятий?

– Бывают случаи, когда предприятие после открытия быстро свернуло свою работу. Но здесь нужно изучать причины. Проблема может заключаться в том, что бизнес в принципе не состоялся, а бизнес-модель не сработала, потому что она для района не нова. Кто-то попытался скопировать уже использованную идею. В таких случаях предприниматели вынуждены уходить в ближайшие районы – Смолевичский, Дзержинский, другие. Если не получилось – можно сменить профиль, вид бизнеса.

Многие предприниматели стремятся закрепиться в Минском районе: у них есть желание работать именно здесь. Правда, наш район тоже в какой-то степени ограничен: не всегда новый вид бизнеса может быть здесь актуален.

– В чем суть идеи создания общественной приемной для предпринимателей?

– Практика показывает: на встречах руководителей исполкомов или регионов с населением, как правило, процентов 30 вопросов касаются ведения бизнеса. Конечно, на общем фоне такой вопрос будет диссонировать. Поэтому мы и предлагаем вопросы бизнесменов во время встреч с населением рассматривать отдельно, но в их рамках. Постепенно общественные приемные такого формата начинают практиковаться. Этот опыт сформировался в процессе работы советов по развитию предпринимательства.

Кстати, на выездном приеме 27 марта в Заславле председатель Минского райисполкома Иван Крупко полтора часа посвятил вопросам предпринимателей. Все желающие получили конкретные ответы.

– Как обстоят дела с созданием единой системы советов по развитию предпринимательства, о которой так много говорится?

– Пока в Беларуси такой системы нет, но она формируется. Уже около 20 лет работает Совет по развитию предпринимательства при Президенте. Попытки создания аналогичных региональных советов на различных уровнях были. Но тогда у советов не было регламентных полномочий. Мы изучили предыдущий опыт и выступаем за то, чтобы советы были встроены в единую систему, существующую в нашей стране, чтобы они стали той самой общественной приемной для предпринимателей в регионах. Чтобы в советах не только велось обсуждение, но и формировались предложения, варианты каких-то решений. Важен протокол, администрирование советов.

– На каком этапе этот процесс?

– Активно обсуждается новое единое Положение о советах. Задействованы специальные рабочие группы, предприниматели, бизнес-союзы. Когда оно будет выработано, когда будет подписан соответствующий Указ Президента – будут прописаны функционал и необходимый документооборот региональных советов. Если что-то не решается на уровне района, вопрос передается вышестоящей структуре.

К 2030 году малый и средний бизнес должны формировать 50% ВВП. Именно обратная связь по созданной вертикали будет способствовать выходу на этот показатель.

– Получается, сегодня не все знают о возможности высказать свою проблему в рамках общественных приемных?

– Да, и наша задача, чтобы с проблемой пришли по адресу – в советы по предпринимательству.

– Насколько предпринимателям сложно донести свои идеи и проблемы органам власти?

– Отмечу, что было подписано немало документов, которые сложно понять тем, кто только начинает свое дело. В нормативно-правовых актах можно встретить много ссылок на другие документы. Появились новые направления реализации предпринимательской инициативы: самозанятость, ремесленничество, личные подсобные хозяйства, агроусадьбы. Это упрощенные формы малого бизнеса. Бизнесмен четко должен знать, чтó ему можно, а чтó – запрещено. Как правило, и у представителей малого бизнеса, и более крупных его форм проблемы возникают именно в правовом поле. Начинаются разнотолки, и предприниматель попросту теряется. Единое законодательство должно быть простым как для малых участников рынка, так и крупных.

Бизнесмен не всегда может правильно сформулировать свою проблему. И уж тем более не всегда обращается в предпринимательские союзы, которые действуют у нас в стране. Советы по предпринимательству помогут формулировать проблемы. И будут делать это бесплатно.

– На одном из круглых столов вы сказали: «Если району удастся заработать – дотации урежут». Как это вообще происходит? И где в этой системе Минский район?

– Наш район работает с профицитом. И нам, как и всем, нужно постепенно проводить преобразования: прокладывать дороги, возводить соцобъекты, жилье. Если бы наш район мог самостоятельно тратить все, что зарабатывает, относительно быстро решил бы текущие вопросы. Однако у нас часть денег изымают и отдают в другой регион. Исчезает мотивация заработать больше. А бизнес всегда будет стремиться туда, где ему созданы условия – инфраструктура, требующая соответствующих государственных вложений. И тогда бизнес будет сам идти сюда, а район будет развиваться. Но если деньги изъять, то о чем речь? Замкнутый круг. Эту схему нужно менять, чтобы каждый район мог без помех вкладывать в свою территорию и зарабатывать еще больше.

– Выходит, что у отстающих районов нет мотивации хорошо работать, потому что деньги им и так дадут, а у прибыльных снижается мотивация, потому что деньги заберут?

– Так и получается. Поэтому нужно решать данную проблему.

– Идея привязать зарплату чиновников к доходной части бюджета, за который они отвечают, идет в связке с вышеизложенным?

– Конечно, это бизнес-схема, по которой и нужно работать. А если чиновнику платят фиксированную сумму независимо от результата, то зачем стараться? Должны быть стимулы. Тогда будут развиваться и регионы.

Юристы из Минэкономики, к слову, уже сообщают о работе над постановлением, где будет прописана схема привязки зарплаты к доходной части.

– Как сдвинуть дело с мертвой точки, если действующая система многих устраивает?

– Государство и бизнес должны слышать друг друга и взаимодействовать. Бизнес создает рабочие места и платит государству налоги.

Тема : актуально

Оставить комментарий: