Официально

Регион

50 килограммов «тортов» – это много или мало?

 Рейд по местам продажи пиротехники

Сотрудники МЧС совместно с правоохранительными органами наведались на рынок и в ТРЦ «Экспобел». 

– Новый год и другие крупные праздники не обходятся без пиротехнических изделий. Яркие огненные зрелища любят многие, но часто забывается обратная сторона медали: их опасность, – отметил первый заместитель начальника Минского районного отдела по чрезвычайным ситуациям капитан внутренней службы Александр Гречный. – От ненадлежащего качества изделий, их неправильного использования ежегодно страдают люди.

Внимание пожарных привлекают витрины у входа в торговый центр. Продавец представляет сертификаты соответствия, накладные на продукцию. Они в порядке, но проверяющих тревожит другое. За стеклом стоят батареи салютов III класса и IIIа подкласса опасности. Это грубое нарушение требований безопасности. Реализация таких мощных изделий допускается только в специализированных магазинах или специализированных отделах (секциях). 

– Петарды, маленькие хлопушки – это I, II класс опасности, их можно продавать в витринах, павильонах, – объясняет Александр Михайлович. – Большим фейерверкам калибра 20–30 мм, или так называемым тортам, присваивается III, IIIа и IV классы. Их разрешено выставлять только на прилавки специализированных торговых точек.

Сотрудники МЧС просят убрать «торты». В итоге представители торгового предприятия нагрузили полную тележку крупнокалиберной пиротехники. На одной коробке начальник научно-практического центра при Минском областном управлении МЧС капитан внутренней службы Алексей Михайловский не находит инструкции по применению на русском языке. Работница прилавка не обнаруживает необходимую бумагу и внутри упаковки. 

– Покажите инструкцию, которая крепится на товар? Как человек узнает, каким образом этот фейерверк применять? – настаивает Алексей Святославович.

– Для этого тут я есть. Показываю, вон фителек, – старается выкрутиться продавец. 

– Должна быть инструкция на русском языке, где все конкретно расписано: где можно использовать, как поступать, – настаивает офицер.

Сотрудник МЧС категоричен: ведь даже если «веселые» игрушки сертифицированы и надлежащим образом хранились, покупатель, не имея информации об условиях обращения с опасной продукцией, способах ее безопасного запуска, может неправильно применить хлопушку или фейерверк и пострадать. 

У следующей мини-витрины огнеборцы опять замечают внушительную запечатанную коробку салютов высокого класса опасности, что недопустимо. 

Когда девушка за прилавком отпускает покупателя, спасатели интересуются, указывая на подозрительный предмет:

– Это муляж?

– Да.

– Покажите, пожалуйста.

– Нет, это не муляж, – сразу признается продавец. – Я не знала, что нельзя...

Ей напоминают правила реализации и хранения пиротехнических изделий, просят тут же удалить с полки «торт».

…На рынке светятся неоновыми надписями павильоны с фейерверками. Внутри одного из них толпится человек шесть. На полках разложены петарды, ракеты, салюты на любой вкус и кошелек – продукция от бенгальских огней за рубль до внушительных фейерверков, которые позволят устроить запоминающееся огненное шоу.

Девушка, рассчитав мужчину, просит минуточку подождать главного продавца – «она все расскажет». Пожарные спрашивают, какие документы на продукцию представляются покупателям. Почти сразу же появляется та самая специалист, которая «все расскажет». Приветливая главный продавец по имени Татьяна шустро ориентируется в бумагах, представляет сертификаты соответствия на любые ракеты и петарды в магазине. Документы в порядке, но, как и у прежних торговцев огненными забавами, на полках сотрудники МЧС замечают товары высокого класса опасности.

На стенке павильона прикреплен файл: «Продажа пиротехнических изделий лицам, не достигшим 15 лет, строго запрещена».

– Дети часто захаживают? – интересуюсь.

– Часто, – не лукавят девушки, – но у нас главное требование – документ. Если его нет, разговора тоже нет, потому что они вам все что хотите скажут, а ведь подростки выглядят по-разному, согласитесь? Справку со школы, где не указана дата рождения, не принимаем.

– У нас продукция специализированная, мы стараемся максимально подробно и правильно донести информацию по ее использованию, следим за сроками годности, чтобы были сертификаты, инструкции. Всегда говорим, что следует прочитать инструкцию, но на всякий случай предупреждаем по поводу батарей салютов, как фиксировать, на какое безопасное расстояние уходить. Ведь многие люди пренебрегают чтением документации на пиротехнику, вот потом и случаются неприятные инциденты, – рассказывает Татьяна.

Владелец павильона, стоящего неподалеку, сам приглашает специалистов зайти. Внутри рая для поклонников фейерверков аналогичная ситуация: много коробок с салютами III класса. В небольших павильончиках не должно быть более 50 килограммов пиротехники, тут зарядов явно больше.  

Мужчина соглашается, что положение надо исправлять, но остается при своем мнении:

– В оружейном магазине может находиться 50 килограммов пороха. Что мощнее: 50 килограммов пороха или «тортов»? Есть разница? Вот вы говорите, III класс нельзя. А почему гипермаркеты продают бензин? Это же IV класс опасности. Почему к бензину, лакам, краскам у нас свободный доступ, а я не могу продавать свои изделия в секциях, где доступ людей к изделиям исключен? А если там бахнет? 

– Вы же подвергаете опасности других, – заметил Алексей Михайловский.

– Согласен, но поставьте две коробки салютов – вот вам 50 килограммов пиротехники. Как тогда продавать? Зарабатывать? Я купил специальные стеклянные шкафы в металлопрофиле, должен платить аренду. К пиротехнике такое внимание, будто она опаснее всего…

Насколько конструктивна его позиция?

– Его позиция идет вразрез с законом, которым предусмотрено, что в неспециализированных местах реализации не должно находиться больше 50 килограммов пиротехники. А у него килограммов 800 или тонна. Не дай бог, сдетонирует – помимо этого павильона сгорит целый ряд или как минимум будет поврежден. Как торговать? Подвозить батареи салютов на спецтехнике, а на витринах выставлять муляжи? Муляжи не нравятся покупателю, так сделай хорошие муляжи. Если у людей есть вопросы, проблемы, они выступают с предложениями, участвуют в работе технических комитетов по изменению документов. Нужно решать вопросы на законодательном уровне. Почему не выступить с инициативой по изменению законодательства, ведь сегодня мы все идем навстречу бизнесу? Получается, что иногда бизнес сам не хочет идти, некоторым это встречное движение неинтересно, а важно только получить быструю прибыль. Какая цена заработка – для них это не имеет значения. А ведь из-за беспечности продавцов человек может потерять жизнь…

Светлана ВАЩИЛО 

Оставить комментарий:

Для рекламы используйте доску объявлений!
Ваше имя:


wink smile tongue biggrin lol closedeyes glare huh sad angry cool unsure ohmy blink shok

        


Введите цифры на картинке:

Поделиться ссылкой вКонтакте
Поделиться ссылкой в Twitter