Прысталiчча

Газета Минского района

Что нужно знать о детском аутизме



 Детский аутизм – достаточно распространенное заболевание, встречающееся не реже, чем слепота или глухота у детей, однако далеко не многие о ней знают. О том, что такое аутизм, кто такой тьютор и что важно знать об этой проблеме, нашим читателям рассказывает учитель – дефектолог дошкольного учреждения Минского района, Матылицкая Евгения Владимировна.

Так что же такое «аутизм»?
«Аутичность (от греческого – сам) обозначает крайние формы нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний». Этот термин впервые был введен швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером. Обозначает целый комплекс психических и поведенческих расстройств. Аутизм нельзя точно диагностировать с помощью какого-то аппарата. Есть набор черт, которые свойственны людям с аутизмом: трудности в общении, ограниченные и повторяющиеся интересы. Ученые еще не выяснили, врожденная эта болезнь или приобретенная. 
Какие симптомы болезни?
Основными симптомами аутизма называют трудности в общении и социализации, неспособность установления эмоциональных связей, нарушение речевого развития. Однако следует отметить, что для аутизма характерно аномальное развитие всех областей психики: интеллектуальной и эмоциональной сфер, восприятия, моторики, внимания, памяти, речи.  Аутичный ребенок внешне может производить впечатление просто избалованного, капризного и невоспитанного, он может начать истерику без причины, падать на землю и качаться, начать бить окружающих его детей, потому что они вошли в его пространство. Он может быть гиперчувствителен к свету, шуму, прикосновениям, слышать сразу все звуки, испытывать боль от легкого касания, или наоборот ничего не чувствовать. Поэтому такие дети часто встречают непонимание и даже агрессию со стороны окружающих и в итоге, получают тяжелые душевные травмы. 
Кто занимается с такими детками?
Есть специальная профессия, которая называется тьютор, но в Беларуси их нет, и такими детьми занимаются психологи-дефектологи. Они частично выполняют функции тьютора, но этого недостаточно. Дело в том, что у нас не разработаны специальные программы для детей-аутистов, в отличие от Польши, Германии и США.  Чтобы было понятно, тьютор – человек, который сопровождает ребенка с особенностями развития в период его нахождения в учреждении образования, помогает ему социализироваться. Например, я работаю тьютором, но по трудовой книжке числюсь как воспитатель индивидуального сопровождения ребенка с расстройством аутичного спектра. На самом деле, тьютор – это просто жизненно необходимая профессия, и надеюсь, что в скором времени обучение будет возможно и в Беларуси.
Что грозит ребенку, если вовремя не заметить болезнь?
Порой аутизм можно спутать с нарушением общения у ребенка, и лечение будет неправильным. При отсутствии своевременной диагностики и адекватной помощи, доброжелательной и грамотной поддержки окружающих, большая часть таких детей в итоге признается необучаемой и социально не адаптируется. В то же время, в результате своевременно начатой упорной коррекционной работы возможно преодоление аутистических тенденций, и постепенно ребенок войдет в социум.
Куда обращаться родителям таких деток?
Если вы заметили, что с вашим ребенком что-то не так, то не откладывайте поход к участковому педиатру. Просите у врача направление к психологу. Почитайте специальную литературу. Обязательно посетите сайт autismschool.by , это проект белорусских родителей для всех, кому близка проблема аутизма и нужна помощь. 
Нам всем стоит знать и помнить, что такие дети испытывают огромные трудности во взаимодействии с другими людьми, в общении, социальной адаптации и требуют специального подхода. Будьте к ним терпимы и внимательны! 
 
Елена Лысковец 
 
 
 
 
 

Оставить комментарий: