Прысталiчча

Газета Минского района

Финансовая грамота – азбука для успешной жизни



 Уже около десяти лет в Беларуси активно развивается направление повышения финансовой грамотности населения. Ежегодными и уже традиционными стали недели финансовой грамотности для детей и молодежи, связанные с правилами понимания природы финансового мира. Несколько лет в стране реализуется проект «Улучшение доступа к финансовым ресурсам сельского населения Беларуси», реализуемый Республиканским микрофинансовым центром при поддержке USAID. Все эти активности развиваются с целью научить белорусов сохранять, сберегать финансы, планировать бюджет и управлять долгом. В чем-то наши люди уже преуспели и благополучно постигают финансовую азбуку, но многому еще предстоит учиться.

СТИЛЬ ЖИЗНИ «КРЕДИТ, ЧТОБ ПОГАСИТЬ ПРЕЖНИЙ КРЕДИТ»

В книге известного в финансовом мире спикера Роберта Кийосаки «Богатый папа, бедный папа» четко определена мысль, которую полезно понимать современным людям. До того, как стать известным, автор терпел неудачи в бизнесе в начале 1980-х: «Я потерял все и стал считать себя неудачником», – говорит он о своем опыте. Книга «Богатый папа, бедный папа» смогла исправить ситуацию. Основной акцент Кийосаки делает на психологии и подходах к управлению личными финансами, разбирает ошибки и стереотипы, которые мешают улучшать свое материальное состояние и уменьшают роль фактора «крысиных бегов» (зарплата – все потратил, снова зарплата – опять все ушло на погашение расходов). Не эти ли ошибки делает большинство наших соотечественников?

Один из важных постулатов Кийосаки, почему богатые богатеют, бедные беднеют, а средний класс в долгах как в шелках, строится на том, что предмету денег учат дома, а не в школе. Большинство людей узнают о деньгах от своих родителей. «А что может бедный родитель поведать своему ребенку о деньгах? – говорит автор. – Он просто говорит: «Оставайся в школе и учись изо всех сил». Ребенок может прекрасно окончить школу, но в плане финансов его умственный багаж будет бедным, а время не наверстать, утверждает Кийосаки.

ГДЕ БЕЛАРУСЬ ОПЕРЕЖАЕТ ПОЛЬШУ

В Беларуси разработаны программы повышения финансовой грамотности населения, в том числе в учреждениях образования. Национальным институтом образования утверждены факультативы по основам финансовой грамотности для учеников 8–9 классов. Школьники смогут детально познакомиться с темами «Семейный (личный) бюджет», «Собственность и сбережения», «Заимствования», «Инвестиции», «Налоги и сборы» и некоторыми другими. Активное участие в разработке программы принимали специалисты Национального банка Беларуси.

Образовательные мероприятия по финансовой грамотности населения активно применяются и в учреждениях образования, и как дополнительное образование для взрослого населения. Вместе с тем, согласно исследованию Института социологии НАН Беларуси «Развитие деятельности по повышению финансовой грамотности населения в Республике Беларусь: анализ и перспективы», опубликованному в 2018 году, отмечено: «Среди стран, участвовавших в исследовании, Беларусь по общему уровню финансовой грамотности (суммарное значение оценок знания, отношения и поведения) занимает предпоследнее место и опережает только Польшу. Суммарная оценка Беларуси по данному показателю – 11,7. Странами-лидерами по уровню финансовой грамотности являются Франция (14,9), Финляндия (14,8), Норвегия (14,6) и Канада (14,6). При этом особенно проблемными для нашей страны являются вопросы отношения к финансам (средняя оценка 2,9)». Это исследование обозначило еще ряд пробелов в финансовом ориентировании населения. В частности, согласно полученным данным, хуже всего белорусы ориентируются в вопросах о доходе по облигации (менее 10% правильных ответов), о гарантии вкладов в кредитные союзы, а также гарантии инвестиций и банковских вкладов (около четверти опрошенных ответили верно). Отдельного внимания заслуживает тот факт, что более трети опрошенных довольно слабо осведомлены о различиях между кредитной и дебетовой платежными картами (37,3% правильных ответов), хотя эти виды финансовых услуг достаточно широко распространены среди белорусского населения. В наибольшей степени белорусы заинтересованы в получении информации, касающейся законодательной системы защиты прав потребителей финансовых услуг и порядка действий в случае нарушения прав, а также информации, на которую необходимо обращать внимание во время подписания договора с банком или финансовой компанией. В расширении своих знаний по каждой из этих тем заинтересовано более 25% опрошенных. Характеризуя подход респондентов к распоряжению семейным доходом, следует отметить, что почти 3/4 опрошенных (64,2%) имеет желание и возможность сберегать денежные средства. Большая часть из них (43,4% от общего числа опрошенных) придерживается стратегии «остаточного сбережения», откладывая денежные средства, остающиеся после совершения всех необходимых трат на ежедневные нужды.

Таким образом, запрос на просвещение в сфере финансовой грамотности в стране есть.

КАКОВ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ?

О Плане совместных действий по повышению финансовой грамотности населения на 2019–2024 годы принято Постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 12 апреля 2019 г. №241/6. Этот план представляет собой среднесрочную стратегию повышения финансовой грамотности для определенных целевых групп.

Школьники. Насущными для проведения работы с этой целевой группой являются дальнейшая разработка и внедрение в учебный процесс программ факультативных занятий для всех возрастных групп, разработка методических пособий, учебно-методических комплектов, рабочих тетрадей по финансовой грамотности.

Молодежь. Финансовое обучение этой категории населения может предоставляться посредством специальных курсов, факультативных мероприятий (клубы и общества), а также в рамках социальных инициатив, семинаров. Финансовое обучение должно осуществляться как в высших учебных заведениях с финансовой или экономической направленностью, так и в тех вузах, где экономика не является предметом специализации.

Учителя и преподаватели. Важнейшим элементом работы с учителями и преподавателями в данном направлении является обеспечение их методическими рекомендациями по проведению факультативных занятий по финансовой грамотности. Разработанные практические руководства по финансовой грамотности окажут учителям и преподавателям помощь в проведении соответствующих уроков, организации интерактивных занятий с учащимися, а также повысят их общие компетенции в финансовой сфере.

Работающие. Уровень финансовой грамотности данной группы характеризуется следующими цифрами. В вопросах финансовой математики на хорошем либо отличном уровне разбираются около 37% респондентов, по финансовой осведомленности около 16% граждан демонстрируют хороший и отличный уровни знаний. Представители данной группы выражают заинтересованность в получении дополнительной информации о кредитовании, страховании, 13 возможностях инвестирования, расширении знаний о законодательной системе защиты прав потребителей.

Пенсионеры. Граждане пенсионного и старшего возраста наименее восприимчивы к получению новых знаний в области финансов. Тем не менее финансовое обучение необходимо и этой целевой группе, так как именно финансовые знания будут способствовать тому, чтобы эти граждане более эффективно использовали свои финансовые средства, планировали и сберегали, пользовались возможностями и преимуществами финансовых услуг, не становились жертвами финансовых мошенников.

Иными словами, в Беларуси запланированы мероприятия по просвещению населения в сфере финансового образования, и мы могли бы поспорить с ныне успешным бизнесменом и тренером по бизнесу Робертом Кийосаки, который утверждал, что система образования не дает нужных для жизни знаний – знаний о деньгах. В Беларуси такие знания даются и предлагаются широко для всех слоев населения. Другой вопрос – кто готов брать эти знания и применять их в своей жизни, чтобы быть успешным.

Марина СИВАШЕВА

Оставить комментарий: