Прысталiчча

Газета Минского района

Промышленный туризм: мастера раскрывают свои секреты



 Сходить в музей или посидеть в кафе вы успеете всегда, а вот прогуляться по производственным  цехам обычно не так уж и просто. Специально для любителей заводской романтики рассказываем о возможностях промышленного туризма в Минском районе и о перспективах его развития.

Когда-то Беларусь называли «сборочным цехом СССР». Здесь производили практически все: от мороженого до компьютеров. И сегодня многие заводы охотно приоткрывают тайны производства всем желающим.

Пристоличью повезло: на его территории сосредоточено много крупных предприятий. 30 сентября для представителей Министерства спорта и туризма Республики Беларусь, Минского облисполкома, Минского райисполкома, управлений (отделов) по образованию, спорту и туризму, отделов спорта и туризма райгорисполкомов, а также туроператоров провели областной семинар. Его тема -- «Производственный туризм: современные тенденции развития. Производственный туризм как креативный маркетинг для предприятия». У присутствовавших была возможность узнать о современных тенденциях в промышленном туризме.

 Из истории

Производственный туризм существует в нескольких понятиях: производственный, промышленный и индустриальный. Впервые о производственном туризме заговорили еще в далеком 1930 году. Было решено создать своеобразные промышленные цепочки, эффективные производства металлургии, химической промышленности. Специальный совет ставил цель осуществлять обмен опытом по созданию качественного продукта в сфере промышленного туризма. Также его участники занимались вопросами создания засекреченных технологий, привлечения дизайнеров, специалистов  по реализации продукции и так далее.

Уже в 1980-х годах проводились экскурсии по промышленным предприятиям с образовательной целью. В России был создан совет, который объединил промышленников, бизнесменов и руководителей турфирм, отслеживалось развитие производственного, промышленного или индустриального туризма.

Однако это всегда сопряжено с рядом проблем: инструктаж по технике безопасности, допуск фото- и  видеосъемки (запрещены потому, что производство имеет собственные уникальные технологии, являющиеся интеллектуальной собственностью) и т. д.

 Как малым предприятиям попасть на отечественный и зарубежный рынок

Последние несколько лет экскурсии по предприятиям чаще всего проводились с профориентационной целью. Например, участники областного семинара побывали на предприятии Coswick, которое имеет договоры с рядом учебных заведений города Минска. Не в каждом районе Минской области имеются столь мощные предприятия, поэтому эксперт по туризму, член Белорусской ассоциации кулинаров Любовь Максимова советует обратить внимание хотя бы на малые предприятия в регионах.

-- Задача местных сообществ, органов власти -- продвигать такие предприятия на рынок посредством рекламы. В свою очередь мы будем заниматься информированием заинтересованных лиц, среди которых, как правило, есть бизнесмены, иные состоятельные люди. Инвестиции начинаются с интереса к производству.

Плюсы экскурсий для предприятий

И хотя, как мы поняли, промышленный туризм зародился десятилетия назад, сегодня это все еще достаточно свежая тема. Какие-то предприятия только собираются проводить у себя экскурсии, другие -- работают. Действующие производства, как отмечалось ранее, больше ориентированы на профориентацию (группы учащихся техникумов, колледжей), однако хотелось бы, чтобы экскурсии были доступны и небольшим группам, скажем, в составе пяти человек.

Заведующая сектором туризма и организационно-кадровой работы Миноблисполкома Инга Малашкевич считает, что для организации экскурсий не требуется больших вложений и подготовки, строительства объектов. Главное, есть база, все остальные вопросы решаемы -- было бы желание. Так, на территории Минской области 23 предприятия сегодня оказывают услуги по организации экскурсий на производство.

-- Хочу отметить, что в организации экскурсий есть весомые плюсы для компаний: дополнительный доход, повышение престижа, демонстрация  безопасного производства продукции. Что немаловажно, благодаря ознакомлению групп людей с производственным процессом предприятие стимулирует свой персонал: посетители видят их труд, оценивают его.

Производственный туризм в Минском районе

В пристоличье производственным туризмом занимаются Coca-Cola, ювелирный завод ZORKA, Coswick. По словам председателя Заславского горисполкома Светланы Карташёвой, такие предприятия, как Mattioli, MarkFormelle, LUXVISAGE, готовятся распахнуть свои двери перед экскурсантами. Заславль скоро станет одним из адресов регионального маршрута по нескольким предприятиям. Администрация, сообщество и туроператоры будут формировать портфель инвестиционных предложений для развития города.

Напомним, в Минском районе действует координационный совет по туризму, в который входят все структурные подразделения Минского райисполкома, а также предприниматели, владельцы агроусадеб и так далее.

 Практические советы

Теперь несколько советов от Любови Максимовой тем, кто решит заниматься развитием  промышленного туризма на территории больших и малых городов, поселков. Важно заранее продумать формат (это музейная группа или до десяти человек), что увидят гости, где будут проживать, питаться, что купят и заберут с собой. Если же организатор заинтересован в развитии конкретного малого или среднего предприятия, он должен думать об аудитории туристов. И здесь уже требуется тесная работа с туроператорами: необходимо, чтобы они подобрали контингент -- предпринимателей, бизнесменов или просто массового туриста.

-- Статус гостя важен для того, чтобы продвигать свой город, поселок, агрогородок, -- подчеркнула Любовь Максимова. -- Промышленный туризм -- это, во-первых, производство товаров и услуг, благодаря чему мы продвигаем продукцию наших предприятий на отечественный и зарубежный рынок. Во-вторых, это маркетинг территорий. Так мы продвигаем местную системную работу органов управления, местных сообществ, территории через формирование интересов инвесторов.

Перспективы развития промышленного туризма

Однако сегодня для полноценного развития промышленного туризма требуются соответствующие  кадры, нормативно-правовая база, считает эксперт. Решению этих проблем помогло бы создание на территории пристоличного региона совета по развитию производственного туризма, в состав которого вошли бы не только представители исполнительной власти, но и ведущие предприниматели, союзы бизнесменов, туроператоры, СМИ, руководители учебных заведений.

Для информации: В задачи совета входили бы разработка концепции, создание региональных и межрегиональных маршрутов по производственному туризму; решение вопросов получения и выдачи допуска на промышленные объекты; укрепление связей промышленных предприятий и туроператоров; формирование туристической карты по развитию производственного туризма в регионах; разработка нормативно-правовой базы по стимулированию производственного туризма; участие в национальных и международных выставках.

-- Все годы Минская область была своего рода локомотивом отечественной туристической отрасли, площадкой для многих инноваций. Поэтому я думаю, что, создав совет, мы путем лидера пойдем и дальше, -- резюмировала Любовь Максимова.

Заведующая сектором туризма и организационно-кадровой работы Миноблисполкома Инга Малашкевич обещала рассмотреть этот вопрос.

 

 

Елизавета МАЗУРЧИК 

Оставить комментарий: