Прысталiчча

Газета Минского района

Получить янтарь в домашних условиях, или Нам и китайский по силам



ХХIV конкурс работ исследовательского характера учащихся Минского района.
 
Наука силы нам дала
Постичь основы мирозданья.
Она нас в космос вознесла
И погрузила в глубь сознанья.
Наука людям мир открыла
И к новым тайнам позвала,
Разумно мыслить научила,
Любовь и счастье принесла!
 
Эти строки, специально написанные учительницей русского языка и литературы Боровлянской СШ Ольгой Штанюк к открытию ХХIV конкурса работ исследовательского характера учащихся пристоличья, можно сказать, стали лейтмотивом этого масштабного и интересного мероприятия. И проходило оно, как можно было догадаться, в Боровлянской средней школе. Спасибо педагогам и обслуживающему персоналу: все для приема гостей и проведения конкурса было организовано на высшем уровне. Здесь собрались лучшие представители исследователей, которые, не исключено, станут потом известными учеными, знаменитостями, талант которых будет отмечен на уровне государства.
 
Как подчеркнула на торжественном открытии методист управления по образованию Минского райисполкома Антонина Рагило, все участники конкурса – уже победители. Их работы успешно выдержали конкурс в учреждениях образования и на отборочном этапе районного конкурса. И даже если сейчас они не займут призового места в заключительном этапе, то имеют полное право подавать заявку на участие в областном конкурсе. 
 
Всего на конкурс представлено 76 работ. Он проходил по восьми секциям (номинациям), некоторые из них включали по два, три и даже четыре учебных предмета. Каждую работу публично представлял и защищал перед жюри автор. А руководитель работы с помощью компьютера демонстрировал на экране необходимое изображение и дополнительную информацию. Прежде всего меня очень порадовало, как уверенно держали себя на защите учащиеся – вне зависимости от возраста. Никакие вопросы их не смущали, ни перед кем они не пасовали. А жюри по номинациям было действительно авторитетное – представители управления по образованию райисполкома, лучшие педагоги нашего района и даже Минской области. Но главное, что все члены жюри относились к конкурсантам доброжелательно. Задаваемые вопросы порой просто служили подсказкой для более полного раскрытия темы работы.
Не стушевался перед большой аудиторией третьеклассник Боровлянской СШ Илья Соловищук. Он выступил прямо в актовом зале – на завершении церемонии открытия конкурса. Думаю, для многих, даже взрослых присутствующих, стало открытием, что пробная добыча янтаря осуществляется в Беларуси (в болотах). Но самое главное, задался вопросом Илья: нельзя ли получить  этот солнечный камень в домашних условиях? И получил. Раскрывать секрет полностью не стал, но продемонстрировал образцы. Очень похожим на разноцветье янтаря вышел продукт из эпоксидной смолы, почти прозрачный – из силикатного клея. За это и получил бурные аплодисменты зала.
 
Осторожно, чтобы не помешать докладчикам, защищающим свои труды перед жюри, я заходил в классы, где шла работа по секциям. Слава богу, никому не помешал, никого не смутил. Зато те несколько минут знакомства с работой секций убедили меня в том, что юные изыскатели глубоко погрузились в предмет своих исследований. Часто их проекты дают толчок к новым исследованиям и открытиям, могут быть использованы в различных областях жизни. 
 
Участие в подобных конкурсах определяет дальнейшее место в жизни многих одаренных его участников. Лично я восхищался действующим роботом, представленным 11-классником Боровлянской гимназии Арсением Гецом. Он и его друг десятиклассник Андрей Шуляк (программное обеспечение разработали сами) изготовили такую сложнейшую конструкцию с нуля, а программу использовали практически неизвестную в Беларуси. Оригинальную плату для робота пришлось заказывать в Китае. На ее изготовление ушел месяц. Долго шла обратно посылка. Когда ребята, наконец, ее получили, то обнаружили вместе с платой описание к ней на 500 страницах на китайском языке. Но все основные трудности, как и год исканий и упорной работы, остались позади. И пусть работа сейчас не вошла в число призовых, ребята уверены, что после некоторой доработки их творение смогут достойно оценить и на областном уровне, и в масштабах страны. Ведь опыт участия в различных республиканских мероприятиях в сфере робототехники у Арсения уже есть.
 
 
Вообще объем полезной информации, представленной на конкурс, очень велик. В идеале было бы замечательно издание ограниченным тиражом специальной брошюры с изложением  описания продемонстрированных работ. Такая книжка даже и в тезисном варианте представляла бы интерес не только для участников конкурса, но и послужила бы ориентиром для других. Например, для педагогов – 9 руководителей нынешних и будущих творческих работ, а также для тех учащихся, чьи работы не дотянули до уровня этого конкурса. Брошюра, с которой знакомились бы потом в учреждениях образования, помогла бы выявить новые таланты среди учащихся. 
 
А нам осталось лишь назвать победителей ХХIV конкурса исследовательских работ учащихся пристоличья. То еть тех, кто занял первое место в своей секции и награжден дипломом I степени. 
 
n «Математика» – Егор Новиков, Боровлянская гимназия («Общая задача о переливаниях»).
 
n «География. Экономика. Трудовое обучение. Музыка» – Никита Мякота, Самохваловичская СШ («Оценка влияния автомобильного транспорта на состояние атмосферного воздуха пришкольной территории»).
 
n «Русский язык и литература» – Алина Михадюк, Боровлянская гимназия («Национально-культурологический компонент белорусских учебных пособий по русскому языку для 6 и 8 классов»).
 
n «Беларуская мова і літаратура» – Фёдар Цыгель, Сеніцкая СШ імя Янкі Купалы («Парадыгма сямейных узаемаадносін у беларускіх і рускіх парэміях»).
 
n «Иностранные языки» – Екатерина Матюкевич, Ждановичская СШ («Квесты как форма досуга и средство изучения английского языка»).
 
n «История. Обществоведение. Краеведение» – Александр Конопацкий, Ратомская СШ («Карта туриста окрестностей Ратомки»).
 
n «Химия. Биология. Экология» – Екатерина Шестак, Острошицко-Городокская СШ («Определение качества питьевой воды централизованных систем питьевого водоснабжения в микрорайоне агрогородка Острошицкий Городок»).
 
n «Физика. Информатика» – Ян Янковский, Привольненская СШ («Исследование монокристаллических и поликристаллических кремниевых фотоэлектрических преобразователей энергии»). 
 
В большинстве секций дипломами II и III степени награждались по два участника. Таким образом, общее число победителей и призеров составило около половины всех участников конкурса. Всех мы и поздравляем. Надеемся, что страсть к исследованию и творчеству будет и дальше двигать вами. А тем, кто удостоился чести представлять наш район на областном конкурсе, – новых ярких побед!

Оставить комментарий: