Прысталiчча

Газета Минского района

От белорусских Колодищей до российского Краснодара



пролегал жизненный путь Героя Советского Союза летчика-истребителя Викентия Карповича, на счету которого 263 успешных боевых вылета и восемь сбитых самолетов врага. А еще Викентий Павлович -- автор интереснейших воспоминаний о первом периоде Великой Отечественной войны, в которых он правдиво, без прикрас рассказал об испытаниях, с которыми столкнулись  наши воздушные бойцы.

В январе 1914 года, когда будущий Герой Советского Союза появился на свет, его родные Колодищи были обыкновенной деревней, возле которой проходила важная железнодорожная ветка. Паренек с малых лет познал нелегкий крестьянский труд. После окончания семилетней школы Викентий учился в индустриально-педагогическом техникуме, трудился на минском заводе «Ударник», где в то время делали весы и гири. Окончил Минский учительский институт национальных меньшинств.

А вскоре в Стране Советов прозвучал знаменитый лозунг «Комсомолец - на самолет!». На него откликнулись тысячи юношей и девушек. Молодежь в аэроклубах отважно совершала прыжки с парашютом, училась пилотировать планеры, знаменитые «летающие парты» У-2 и другие крылатые машины. Те, кто прошел этот авиационный «всеобуч» в тридцатые годы, с началом Великой Отечественной войны пересели в кабины боевых машин.

Ярким представителем этого героического поколения советской молодежи был и Викентий Павлович Карпович. В юности восхищался подвигами отважных летчиков -- участников челюскинской эпопеи. И с удовольствием принял предложение пойти учиться в аэроклуб. В 1938 году он окончил Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков.

Войну Викентий Карпович встретил в должности командира звена истребительного авиационного полка. Этот полк впоследствии стал одной из самых прославленных частей советской истребительной авиации. Сформирован он был 5 сентября 1939 года как 55-й истребительный авиационный полк (55 иап). К началу Великой Отечественной войны входил в состав 20-й смешанной авиадивизии, дислоцировался в Одесском военном округе. В марте 1942-го полк был придан ВВС 18-й армии, а с мая того же года входил в состав 216-й истребительной авиадивизии.

Приказом народного комиссара обороны СССР от 7 марта 1942 года полку за мужество и героизм личного состава присвоено почетное звание «16-й гвардейский». С мая 1942 года полк перевели в 216-ю истребительную авиационную дивизию. Позже она станет 9-й гвардейской истребительной Мариупольско-Берлинской ордена Ленина Краснознаменной ордена Богдана Хмельницкого авиационной дивизией 4-й воздушной армии 1-го Украинского фронта.

В 1944 году за участие в Львовско-Сандомирской операции полк получил почетное наименование «Сандомирский», в том же году был награжден орденом Александра Невского. Позже полку, уже в послевоенные годы, было присвоено имя его бывшего командира Александра Покрышкина. Кроме него в 16-м гвардейском иап воевало немало известных советских асов. Таких, к примеру, как Борис Глинка, Григорий Речкалов, Александр Клубов. Здесь новичкам было с кого брать пример. По количеству уничтоженных немецких самолетов и по количеству Героев Советского Союза этой войсковой части не было равных в советских ВВС.

Викентий Карпович после окончания летной школы

Накануне войны авиационная часть, в которой служил Викентий Карпович, начала осваивать новые истребители МиГ-3. А до этого на вооружении полка были легкие, но к началу 1940-х считавшиеся устаревшими самолеты И-16 и И-153 конструкции Николая Поликарпова. Этим «старичкам» довелось вынести основную тяжесть боев первого года войны. На уступавших немецким машинам в скорости, вооружении и броневой защите «ястребках» советские пилоты проявляли чудеса героизма: отважно шли на таран, смело ввязывались в бой, даже если фашисты превосходили их в численности.

К началу войны в авиационные войсковые части начали поступать новые истребители МиГ-3. Казалось, что этот самолет с мощным двигателем, развивавший высокую скорость на высоте, в случае начала боевых действий составит достойную конкуренцию вражеским боевым машинам. Но немцы умело навязали советским пилотам свою воздушную тактику. Ввязываться в воздушные бои на большой высоте они не желали, а «стаскивали» советские самолеты пониже, где те теряли свои явные преимущества. К тому же очень труден был МиГ в управлении. Как признавались пилоты, летавшие на этих машинах, «хороший летчик на МиГе автоматически переходил в разряд средних, а средний -- соответственно становился слабым». Случались аварии и катастрофы на МиГ-3. Вот на какой сложной машине довелось драться с врагом летчику Викентию Карповичу. Кстати, на МиГе начал войну и знаменитый (второй по результативности в советских ВВС) летчик, трижды Герой Советского Союза Александр Иванович Покрышкин.

К весне 1942 года старший лейтенант Викентий Карпович стал кандидатом в члены ВКП (б). К марту 1942 года он выполнил сто двадцать шесть успешных боевых вылетов на разведку и штурмовку войск противника, сопровождение бомбардировщиков, прикрытие своих наземных войск, участвовал в двадцати воздушных боях, сбил вражеский истребитель.

16 марта 1942 года, во время своего 126-го боевого вылета, при выполнении задания по воздушной разведке противника Викентий Карпович был тяжело ранен в руку, но сумел привести поврежденный МиГ-3 на свой аэродром. Долгих 10 месяцев ему пришлось провести в госпитале, где отважный воздушный боец перенес несколько операций. Подвижность руки была полностью восстановлена.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июня 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм старшему лейтенанту Карповичу Викентию Павловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№700).

После тяжелого ранения Викентий Карпович вернулся в армейский строй и продолжил службу в своем родном 16-м гвиап. Войну он закончил в Берлине и Праге в должности заместителя командира авиационного полка.

После войны полковник Карпович служил в ВВС, в 1960 году он вышел в запас, а затем в отставку. Жил на юге России, в Краснодаре. Умер 12 апреля 1996 года. Похоронен на Славянском кладбище в Краснодаре. За годы службы Викентий Павлович награжден двумя орденами Ленина, орденами Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, многими медалями.

Фото из личного архива Викентия КАРПОВИЧА и открытых интернет-источников.

Тема : Герои - земляки

Оставить комментарий: