Прысталiчча

Газета Минского района

Он видел Ленина



          В Национальном историческом музее Республики Беларусь открылась выставка фотографии величайшего портретиста, уроженца  Минска «Моисей Наппельбаум. Портрет эпохи».

           Моисей Наппельбаум родился 150 лет назад в тогда маленьком провинциальном Минске, в еврейском квартале.  Как говорится, «сделал себя сам», но никогда не был «местечковым» фотографом – в Минске он открыл свою первую портретную студию,  а потом  в поисках знаний и опыта странствовал по всему миру: Смоленск, Москва, Одесса, Вильно, Варшава, затем Нью-Йорк, Питтсбург и другие города США. Его фотоателье в Петрограде  стало настоящим творческим клубом,  там собирались Ахматова, Мандельштам, Блок, Гумилев. В 1935 году Наппельбауму было присвоено почетное звание заслуженного артиста республики – уникальный случай в истории советской фотографии.

        Моисей Наппельбаум – одно из самых значимых имен в истории фотографии. Величину его таланта характеризует простой факт: когда в 1918 году большевикам понадобилось изображение главы советской России, то первый художественный фотопортрет Ленина был заказан Наппельбауму. Наппельбаум считается основоположником фотопортрета, создав собственную, только ему присущую технику исполнения, выполнив революционные по тем временам эксперименты с освещением в кадре. Более тысячи его фоторабот, среди которых портреты Ахматовой, Блока, Горького, Дзержинского, Есенина, Плеханова, Уэллса, Пастернака, Мейерхольда, Ленина, Свердлова, Буденного и других, вошли в золотой фонд искусств. Доктор филологических наук, профессор МГУ Олег Лекманов называет Наппельбаума «редким гением»…

            На выставке в Историческом музее более 100 портретов, созданных Наппельбаумом. Впервые в Беларуси представлены  его оригинальные снимки, самые знаменитые портреты Анны Ахматовой, Александра Блока, Сергея Есенина, Всеволода Мейерхольда, Максима Горького, Алексея Толстого, Дмитрия Шостаковича, Бориса Пастернака, Владимира Ленина, Семена Буденного, Анатолия Луначарского, Галины Улановой, Льва Ландау, Отто Шмидта и многих других. Представлены личные документы и ранние работы минского периода из фондов Национального исторического музея Республики Беларусь и Национального исторического архива Республики Беларусь, а также личная фотокамера Наппельбаума – предположительно,  именно на нее в 1918 году Наппельбаум снял известный портрет Ленина.

           Борис Фрезинский, писатель, историк литературы, в одном из интервью сказал следующее: «Его искусство было далеко от политики, сколько бы раз он ни ездил в Кремль. Причину, по которой и сегодня недопонимают Наппельбаума, надо искать в его творческом подходе: нет времени без человека, конкретное время – всегда конкретный человек, всматриваясь в него, ты видишь эпоху; чем масштабнее человек, тем ярче она предстает перед тобой. Такой подход позволял Наппельбауму избыть художника, стать чистым Временем за мгновение до того, как щелкнет затвор. Потому-то и Гумилев, и его косвенный убийца – Ленин... Какая уж тут политика, тут одно служение Б-гу. И в этом служении, должно быть, и заключался аристократизм фотографа Моисея Наппельбаума».

                В рамках выставки пройдет ряд образовательных лекций  ведущих искусствоведов и историков о культурном наследии Беларуси, об истории белорусской фотографии; ряд сопроводительных мероприятий, в том числе экскурсии по историческим еврейским улицам Минска. Куратор выставки Екатерина Алексеева рассказала нам, что потом эта выставка поедет в Швейцарию и Санкт-Петербург, однако первыми могут увидеть эту выставку минчане и гости столицы, так что поторопитесь…

 

Оставить комментарий: