Прысталiчча

Газета Минского района

Пояса ведут по жизни



Ирина Дернаковская проработала 35 лет завклубом в Пятевщине. А недавно стала директором известного на всю Беларусь Крупицкого центра культуры имени В. Н. Грома. Сейчас в Крупице идет масштабная подготовка к районным «Дажынкам» – в первую очередь преображается сам центр культуры. Забот у нового директора значительно прибавилось. Но хотелось бы сделать акцент на творчестве Ирины, которое прославило мастерицу, стало смыслом ее жизни. С удовольствием она вспоминает курсы, где научилась ткать белорусские народные пояса. Просьба не путать со Слуцкими поясами! По словам нашей героини, есть существенные отличия между этими и теми поясами. 
 
– Умения и навыки, которые я приобрела на курсах, меня повели по жизни, – признается Ирина Зигмундовна. – Благодаря работе над поясами и позитиву, который приносит такое творчество, благодаря многочисленным выставкам, на которых побывала, удалось реализовать свои возможности. Даже не ожидала, что будет получаться. Учили меня ткать и рушники, и постилки, но душой тянулась к белорусским народным поясам. Я начала детально изучать историю. Пробовала работать со льном, шерстью, хлопком. И тут увидела, что многое могу. А главное – поняла, что впереди большая перспектива. Мне было интересно все, в том числе организация выставок у нас и за рубежом. Благодаря поясам меня приняли в Белорусский союз мастеров народного творчества. Большую помощь здесь оказал Евгений Михайлович Сахута. Первая моя заграничная командировка была в Индию – на 29-ю Международную ярмарку ремесел мира. Там я представляла нашу страну. Кстати, все расходы – за счет принимающей стороны. Из поездки привезла немало впечатлений. Увиденное там стало стимулом для дальнейшего творчества. Поняла, в каком направлении мне нужно двигаться и расти...
 
Вернувшись из Индии, Ирина с еще большим вдохновением стала ткать пояса, передавала свое мастерство детям в Самохваловичском центре культуры. А еще с удовольствием посещала международные выставки художественных ремесел. Познакомившись с азиатскими особенностями декоративно-прикладного творчества, поехала в Европу – в Польшу, на 10-ю ярмарку в городе Люблине. Побывала в Словакии, узнала, как организуются подобные выставки-ярмарки. 
 
Характер не позволял успокаиваться, ей хотелось двигаться дальше. Ирина Дернаковская сдала необходимые тесты и поступила на заочное отделение Белорусского государственного университета культуры, где учится и сейчас – на четвертом курсе. Представьте себе: студентка, у которой шестеро внуков! И, замечу, они гордятся такой «молодой, красивой и продвинутой» бабушкой.
 
– Выбрала я на отделении культурологии специальность «Менеджер международных культурных связей», – рассказывает Ирина Дернаковская. – Сначала думала: попробую себя в тестах. В приемной комиссии долго удивлялись. Ведь я школу закончила – всего ничего – 35 лет назад. Уже приступив к учебе, поняла, что правильно сделала. Меня всегда волновало, как я буду выглядеть перед детьми, с которыми занимаюсь (а ведь я старше многих их мам). Время идет очень быстро… Если ты за ним не успеваешь – ты последний. А если у тебя есть мотивация, ты стремишься расти и ты впереди. Я получаю небывалый позитив от учебы. Совсем по-другому взглянула на классику ткачества, пересмотрела литературу. Поменяла отношение к музыке. Новые знания, полученные в университете, дают мне очень много в практическом плане. Они мне пригодились, например, когда я организовывала поездку в Словакию моего коллектива «Гаспадыня». В нем, кстати, я самая молодая участница, а самой старшей исполнилось 68 лет.
 
– Понимаю, что все это важно и интересно. Но вернемся к главной нашей теме – искусству ткачества белорусских народных поясов.
 
– Еще до поездки в Индию я пробовала различные варианты. У меня в наборе было тогда больше 50 поясов. Я их изучала по регионам, по цветовой гамме, по фактуре, по ширине, толщине, качеству. Занималась знаками, символами, узнавала, как они выстраивались. Ведь это богатейшая история нашей культуры – не только белорусской, но и общеславянской. Каждый знак символизирует предметы и явления, служит определенным оберегом. До революции ткачихи старались скомпоновать узоры, символы, знаки в соответствии с тем, что было необходимо человеку. Для создания семьи заказывали один узор. Если женщина не могла забеременеть, для нее делали пояс с другой символикой. А когда она беременела, ткался другой узор – для защиты на этот период. И в свадебном обряде пояс имел большое символическое значение. И так на протяжении всей жизни, вплоть до обряда погребения. Подумайте, какое значение люди придавали поясу! Не зря о человеке, преступившем рамки приличия, пренебрегшем моральными ценностями, говорили: «Распоясался!» В своей курсовой работе я постаралась раскрыть тематику цвета в свадебном рушнике и в белорусском народном поясе. А сейчас изучаю Слуцкий пояс как бренд Беларуси. На любой выставке или ярмарке могу объяснить, чем отличается Слуцкий пояс от белорусского народного пояса. Люди, как правило, не видят разницы между ними. И, встречая меня на выставке с моими поясами, восторженно восклицают: «О, слуцкая ткачиха! Покажите нам Слуцкий пояс». А я им в шутку отвечаю: «Каб у мяне быў Слуцкі пояс, я не таптала б тут асфальт цэлы дзень…»
 
– Так в чем же отличие Слуцкого пояса от белорусского народного?
 
– Отличия и в значимости, и в статусности.
 
– Если я правильно понимаю, Слуцкий пояс раньше предназначался для знати, для представителей высшего общества?
 
– Правильно. Отличия и в том, как его носили, какая цветовая гамма в нем присутствовала, как его завязывали. Если Слуцкий пояс покупал обычный человек, то такой пояс был единственным и на все случаи жизни: на свадьбу, крестины, для заключения договоров, при переговорах и т. д. 
 
– Ирина Зигмундовна, признаться, я никогда не видел процесса изготовления белорусского народного пояса.
 
– Ничего удивительного: большинство людей не видели, как его изготавливают. Я уже заранее заправила бёрдочко, чтобы показать начало процесса. Но прежде – несколько слов об одном известном человеке. Монахиня Васа (Селивончик) жила недалеко отсюда, в Хотлянах Узденского района. Отличалась богатыми знаниями по части создания наших поясов в Беларуси. Она описала плетеные, витые, тканые пояса; все приспособления, на которых они создавались в самых различных регионах и населенных пунктах страны. И все это многообразие представлено в книге, которая так и называется: «Беларускія народныя паясы». Я с ней встречалась на конференции в Слуцке по программе возрождения Слуцких поясов. Мне очень была дорога ее оценка моих работ. Я преклоняюсь перед памятью уже ушедшего из жизни великого мастера. Она умела вселить уверенность в каждого, кто решил заниматься этим искусством, вдохновить тех, кто только начинал... Даже двух ниток достаточно, чтобы развивать свою фантазию. И каждый человек должен понимать, что сотканный им пояс уникален…
 
– Как сейчас говорят: эксклюзив…
 
– Совершенно верно. И каждый мой пояс – тоже эксклюзив. У меня получается донести это до людей, которые интересуются ткачеством. Благодаря Евгению Михайловичу Сахуте мои работы часто появляются на различных выставках. Я горжусь этим...
 
– Итак, вы с поясами объездили полсвета…
 
– Нет, еще не полсвета. Но представляла нашу Беларусь во многих странах. Кроме Индии, была четыре раза в Словакии. В Польше, Германии, Эстонии. А сейчас много путешествую с нашим заслуженным любительским коллективом «Крупіцкія музыкі». Не только в качестве администратора, но и мастера. Считаю, что достойно представляю нашу страну на любой фольклорной ярмарке. И сама там набираюсь опыта. А когда дело нравится, тогда и получается хорошо.
 
В последнее время мастерица занялась изготолвлением и так называемых коротких поясов – для практического применения. Чаще всего они с пряжками. Для любого платьица такой пояс станет замечательным аксессуаром. Отлично смотрится и в джинсах – вместо брючного ремня. Как говорится, фантазия не знает границ.
 
Михаил ВЕРГЕЙЧИК 

Оставить комментарий: