Прысталiчча

Газета Минского района

Школьники разрабатывают проекты, направленные на противодействие буллингу



 Возникли трудности в понимании слова БУЛЛИНГ? Для новых подписчиков нашей газеты повторю цитату из прошлогодней ноябрьской публикации: «Знаете ли вы, что такое буллинг? Нет, это не боулинг, хотя сущность похожа: бьют, пинают, сбивают, как кеглю… Если же серьезно, то буллинг – это агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов, но также и коллег) со стороны другого. При травле жертва оказывается не в состоянии защитить себя от нападок, таким образом, травля отличается от конфликта, где силы сторон примерно равны. Травля может быть и в физической, и в психологической форме. Проявляется во всех возрастных и социальных группах. Так говорит интернет-источник, и наверняка все мы были либо свидетелями, либо участниками этого явления. И я сейчас понимаю, что пожалеть можно обе стороны – и обидчиков, и жертв. Именно с фильма об этом открылся детский международный кинофестиваль «Листопадик», где я встретила гимназистов из Боровлян…» 

И вот январь 2020 года. На три дня подростки из Барановичей собрались на базе комплекса «Форум» в Минском районе, чтобы заняться разработкой проектов, направленных на предотвращение насилия в отношении детей. 
Почему именно здесь, в «Форуме», мне рассказала консультант ЮНИСЕФ по вопросам защиты прав ребенка Марина Ананенко: 
– Мы сознательно выбирали такое место, чтобы было удобно всем. Чтобы, прежде всего, была безбарьерная среда, потому что в группе есть ребята с ограничениями по здоровью. Притом здесь очень спокойно, очень уютно, чисто и красиво. 
Пожалуй, читателям хотелось бы подробнее узнать о тренинге. А заодно о том, почему международная организация такую прекрасную возможность продуктивного общения подарила именно барановичским школьникам. Как оказалось, Барановичи признан городом, дружественным к детям. Это тоже проект ЮНИСЕФ: Город, дружественный детям и подросткам, – это современный город, в котором создано правовое, социальное и образовательное пространство, обеспечивающее комфортное проживание и всестороннее развитие юных граждан; где дети и молодежь сами участвуют в разработке программ и принятии решений, затрагивающих их интересы. Это такая концепция местного государственного управления, с помощью которой городские власти, учреждения, общественные организации реализуют основные положения Конвенции о правах ребенка на уровне города и его районов. Привлекают внимание общественности к вопросам детства; слушают и слышат то, что говорят дети; гарантируют права юных граждан. В Беларуси уже 26 таких городов и прием заявок продолжается!
И еще один популярный международный термин – АПШИФТ.  Это программа социальных инноваций для подростков и молодежи, которая позволяет молодым людям, включая представителей уязвимых групп, выявлять и разрабатывать решения актуальных проблем для их сообществ. Благодаря данному процессу подростки и молодежь приобретают и развивают навыки XXI века, необходимые для здоровья и развития; учатся коммуникации, сотрудничеству, критическому мышлению и всему тому, что может понадобится для реализации жизненных целей. 
Так вот, 20 ребят прошли тренинги по социальному проектированию АПШИФТ и презентовали свои идеи жюри. В результате одна из четырех команд должна была получить финансирование на реализацию своей идеи от ЮНИСЕФ. С ребятами работали тренеры по методологии социального проектирования, помогали им разрабатывать проекты для решения актуальных проблем, связанных с профилактикой и противодействием насилию в отношении детей в школьной среде. Кстати, педагоги, приехавшие с ребятами, даже несколько удивились, когда школьники, до того не знавшие друг друга, так сплотились в разработке мер противодействия буллингу. От себя замечу, что проблема все-таки общая: ведь мало кого в школе не дразнили. И это в лучшем случае! 
Четыре команды, в составе которых и трудные подростки, и отличники, и дети с инвалидностью, высказались о том, что, по их мнению, может помочь решению проблемы. Коротко:
1. «Мы не профессионалы, но у нас горят глаза и у нас горячие сердца. Мы все сталкиваемся с буллингом, но у нас информации – ноль. Мы предлагаем квест «Клетка». Люди часто попадают в такие ситуации, какую мы хотим смоделировать. Человека с завязанными глазами заводим в комнату, и он должен научиться давать отпор тем, кто его обижает. Но это не агрессия в ответ – должна быть внутренняя уверенность в себе, которая поможет выбраться из «клетки». А последняя станция – будущий ты. Потому что пока ты не знаешь своей личной силы, ты не выберешься. Мы не искра, мы очаг. Психологи школ должны определять ребят, у которых такие проблемы, и направлять к нам, а мы будем учить их поднимать свою заниженную по разным причинам самооценку. Стоимость проекта – полторы тысячи долларов».
2. «Мы в начале работы над проектом не совсем понимали, возможно ли создать безопасное пространство для подростков. Мы не хотели делить людей на плохих и хороших, поэтому предложили создать комнату и для «агрессора», и для «жертвы». Назвать ее – «Воздушное пространство». В комнате всем должно быть уютно и интересно, здесь можно общаться, оставлять послания друзьям, находить новых, играть в игры, пить чай. А еще тут будет психолог, задача которого – проводить тренинги и с «жертвами», и с «агрессорами».
3. Эта команда сняла несколько социальных роликов о сущности буллинга – о том, как ставят подножки, выхватывают из рук книги, обзывают... И как одинокому ребенку приходит на помощь друг. «Мы хотим создать ютуб-канал и показывать реальные истории. Намерены попросить известных блогеров, чтобы они нас продвигали и пиарили. А к нам можно будет обращаться анонимно. Мы хотим сотрудничать с районными властями, чтобы нам помогли с помещением. Еще нужны видеокамера и психолог. Проект тоже стоит полторы тысячи долларов».
4. «Мы долго думали и пришли к выводу, что проблема настолько глобальна, что враз решить ее невозможно. И решили взять узкое направление – бороться со стереотипами в среде 12–15-летних подростков. Хотим создавать видеоролики и мемы на тему зависимости от стереотипов, граффити и муралы, а также стикеры и футболки с нашим хэштегом. Постараемся привлечь спортивные клубы к этой деятельности. Мы посчитали, что нам для начала надо 775 долларов».
Презентация разработанных проектов состоялась.  В итоге одного победителя нет, все интересные предложения одобрены жюри и будут финансово поддержаны представительством Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). Отмечу, что тренинг проходил в рамках совместной инициативы агентств системы ООН по противодействию насилию в отношении детей и молодых женщин, реализуемой ЮНИСЕФ, ПРООН и ЮНФПА, при финансовой поддержке правительства Великобритании. Представители Барановичей подтвердили готовность выделить помещение для работы, стены зданий для граффити и специалистов для психологической разгрузки. А сами дети в разговоре со мной, заметили, что буллинг – реальная проблема, но противодействие у каждого свое. Кто-то пытается проговаривать проблему с агрессором, кто-то – с родителями или учителями, а кто-то начинает бороться за свою безопасность.
В один из дней тренинга ребята встретились с другом ЮНИСЕФ в Беларуси Алексеем Талаем – паралимпийцем, рекордсменом Европы и мира по плаванию. Мы вам о нем рассказывали. 20 лет назад Алексей подорвался на старой мине и остался без рук и ног, но не сдался. У него семья, четверо детей. Сейчас спортсмен готовится к Паралимпиаде в Токио. 
Поинтересовалась у Марины Ананенко, достигли ли организаторы поставленной цели.
– Да. Это была прекрасная возможность разным детям как бы перемешаться и высказаться, – ответила она. – Ребята сообща занимались решением одной социальной проблемы. Да и Талай поделился своим опытом преодоления трагических обстоятельств. Ему удалось донести главное: насколько важно каждое сказанное слово, как нам нужны поддержка близких людей и друзей во всех сложных жизненных ситуациях.
На тренинге прозвучал удивительный афоризм: «Даже один человек может изменить мир, и это не только Сын Божий…»
Тамара Вятская
 

Оставить комментарий: