Прысталiчча

Газета Минского района

Нити ее души



На днях детям из многодетных семей пристоличья довелось побывать в мастерской классика белорусского художественного текстиля Нины Пилюзиной. Мечту юных дарований попасть в цех творчества знаменитой землячки (Нина Васильевна проживает в Ратомке) исполнило общественное объединение «Многодетная семья Минского района» совместно с Ратомской сельской библиотекой.

Мастерская Нины Пилюзиной (ее произведения находятся в Национальном художественном музее Беларуси, фондах Белорусского союза художников и Министерства культуры России, музее декоративно-прикладного искусства в Москве, Музее независимости в Варшаве, музеях Мяделя, Барановичей, столичном литературном музее им. Янки Купалы) располагается на верхних этажах многоквартирного жилого дома на ул. М. Танка в Минске. Здесь светло и уютно. Наверное, иначе и быть не могло, ведь тут рождаются шедевры художницы, которые излучают невероятную энергетику. Хозяйка с улыбкой встречает гостей. Ее глаза с интересом изучают шумную детвору, которая рассаживается по диванам, расположенным в одном из углов большой комнаты. Нине Васильевне почти 75 лет, но есть в ней чтото девичье. Свободные линии одежды, волосы рассыпаны пушистой копной. Большое янтарное украшение на шее, изысканный браслет на тонком запястье, кольца.

Художница работает в технике гобелена, батика, акварели, темперы. Некоторые произведения украшают ее мастерскую. Привлекает внимание гобелен с большой цветной вилкой на нем. На вилку что-то наколото. Как утверждает Нина Васильевна, это работа на заказ. Сделана по просьбе женщины, которая когда-то собиралась открывать ресторан. Но бизнес не задался, и работа осталась в мастерской. Интересуюсь, что там поддето вилкой.

– Это лакомый кусочек. У каждого из нас он разный. Можно представить что-то свое, – улыбается художница, про которую говорят, что она горазда на выдумки и всегда предлагает оригинальные решения.

Работы мастера в стиле батик – настоящее чудо: лошади в снегу, на фоне весенней зелени; розы, ирисы; березки, растущие под окном в родной Ратомке… Все это такое воздушное, завораживающе-прекрасное!

Слева замечаю станок с незавершенным гобеленом, рядом корзинки и коробки с нитками – их здесь, наверное, килограммы. Палитра – цветов на десять-двенадцать. Размер будущего тканого полотна внушительный. Нина Васильевна отмечает, что обычно на создание чего-то подобного уходит год. Художница планирует организовать выставку к своему юбилею, представить на ней лучшие свои работы, в том числе новые. Говорить о новом гобелене Нина Пилюзина не хочет. Признается, что не любит обсуждать работу, когда та еще в процессе создания. Вот когда она будет завершена – обязательно представит на суд общественности.

У Нины Васильевны богатая биография. Нельзя назвать легким ее творческий путь. Родилась она в 1944-м. Отец погиб еще до рождения дочери. Детство и юность будущая художница провела в деревне Долговичи Мстиславского района. В 16 лет стала студенткой Минского художественного училища имени Глебова. Впоследствии продолжила обучение в Белорусском театрально-художественном институте (сейчас Белорусская академия искусств). С 1966 года Нина Пилюзина – участница художественных выставок и международных пленэров.

Нина Васильевна помнит, как рождался ее первый гобелен для выставки. Получив на него государственный заказ, художница отправилась в родную деревню. Всем селом, можно сказать, собирали шерсть. Потом односельчанки сделали пряжу. Полотно из крестьянских ниток, посвященное легенде озера Свитязь, получило высокую оценку.

На вопрос девочек, над каким гобеленом Нине Васильевне пришлось потрудиться больше всего, она не задумываясь ответила:

– Над картой Беларуси для Белорусской торгово-промышленной палаты. Делала ее в соавторстве с талантливым художником Павлом Бондаревым...

Размеры картины были немаленькие: пять на пять метров. Ее Нина Пилюзина (к тому времени – член Белорусского союза художников, с 1978 года) ткала сама. Разумеется, были и помощницы. Но основную часть работы, самую ответственную, выполняла Нина Васильевна.

А вот придуманные эскизы для гобеленов, украсивших зал Дворца Республики, создавались на специальном комбинате. Главное условие заказчика – чтобы на картинах отсутствовали человеческие фигуры и чтобы изображение на гобеленах было выполнено в светлых тонах. Нина Пилюзина за эту работу вместе с авторским коллективом удостоена Государственной премии Республики Беларусь. Премия, как вспоминает художница, была небольшая, всего 500 долларов. Но Нина Пилюзина гордилась тем, что ее отметили на самом высоком уровне. Навсегда в памяти останется и то время, когда она работала над интересным проектом.

Нина Васильевна постоянно тренирует руку. Рисует везде: дома, на природе, даже в дороге. Показывает свои наброски, сделанные еще в юности (позже они послужили основой для более зрелых работ мастера). Творчество для художницы – это и возможность самовыражения, и стимул к поиску нового, способ освежить взгляд, напитаться новыми идеями, особенно наедине с природой.

Собираясь на экскурсию в мастерскую, некоторые юные художницы захватили с собой свои рисунки, чтобы показать Нине Васильевне, узнать ее мнение. Та внимательно просмотрела все работы детей, дала несколько полезных советов. Главный из них – творить свободно, не ориентироваться ни на что, в особенности на компьютерные картинки, в которых нет души, индивидуальности. А еще – стараться не выпускать кисти и карандаши из рук, при любом удобном случае фиксировать на бумаге то, что вокруг, свои переживания. И всегда сохранять нарисованное. Возможно, когда-нибудь незамысловатый, на первый взгляд, рисунок еще пригодится. К тому же это способ остановить мгновение и сохранить его навечно. Для Нины Васильевны, допустим, особую ценность имеют портреты родных, которые она нарисовала совсем юной. Самый любимый из них – бабушкин. Портреты висят в ее мастерской рядом с рисунками родительского домика в Мстиславском районе.

Художница с удовольствием провела мастер-класс для детей. Подобно настоящим мастерам гобелена, они стали вместе со своей наставницей за станок. Детские руки старательно, но довольно неловко протягивали нити сквозь нити основы… Что ж, лиха беда начало! Было бы желание научиться.

Потом наступило время для чаепития. Многие ребята захотели сфотографироваться с Ниной Васильевной. Она никому не отказывала. Продолжала отвечать на вопросы. А когда у художницы поинтересовались, почему она не творит дома, в Ратомке, а ездит в Минск, Нина Пилюзина ответила: и свободному художнику хочется личного пространства, ведь просыпаться на работе – так себе удовольствие. А в молодые годы всякое бывало. Какое-то время приходилось пожить и в мастерской...

Впечатлила история возникновения прекрасного гобелена в виде птицы. На полотне с изображением природы угадываются красивые женские черты. Гобелен отражает боль женской души за все беды, происходящие в мире. Символично, что тканое полотно появилось за год до аварии на Чернобыльской АЭС…

Рассказывать о Нине Пилюзиной и ее работах можно бесконечно. Мастерство и огромный опыт здесь переплетаются с большой человечностью, умением видеть, сопереживать. Большое впечатление на меня произвел гобелен, посвященный Максиму Богдановичу. На полотне – неяркое солнце, птицы летят клином, а в центре солнечного диска – хорошо узнаваемая природа Крыма, с которым связана биография великого белорусского поэта. Нина Пилюзина рисовала Гурзуф по памяти. Не раз бывала там в творческих поездках.

– Работы впечатляющие! Невозможно подобрать нужные слова – настолько красивый батик. По-хорошему завидую. Увиденное вдохновляет, хочется сразу схватиться за палитру и начать рисовать, – призналась мама четверых детей Ирина Кобец.

Время пролетело незаметно… В завершение встречи председатель общественного объединения «Многодетная семья Минского района» Ирина Мирончик и заведующая Ратомской сельской библиотекой Елена Зубович поблагодарили Нину Пилюзину за гостеприимство, за предоставленную возможность приобщиться к ее творческой вселенной. Нина Васильевна от души пожелала ребятам творческих успехов.

Собираясь уходить, подумала, сколько терпения и усердия необходимо мастеру гобелена. Когда высказала мысль вслух – услышала ответ истинного художника: во время работы ты не думаешь о том, как быстрее ее завершить, а о том, чтобы сделать ее лучше, чем картон (эскиз гобелена в натуральную величину), сделать так, как никто не сможет.

Тема : в гостях у художника

Оставить комментарий: