Прысталiчча

Газета Минского района

Педагогика – существительное женского рода



 Они рассуждают о качественной педагогике, оперируют цитатами из трудов Сократа и хотят научить детей правильно обращаться со смартфонами. О мужчинах, которые выбрали, согласно распространенному мнению, не самую мужскую профессию – учителя, – в материале корреспондента «Прысталічча».

Стереотипный образ учителя формируется из собственного опыта, рассказов родных, кино и литературы. Мудрый, надежный педагог, который живет для детей и их проблемами. В классическом костюме и… женщина. Преподаватели-мужчины в белорусских школах уже не редкость, однако их количество в среднем не превышает 30%. Среди них встречаются не только учителя физкультуры и трудового обучения, но и другие педагоги-предметники.

В педколлективе Боровлянской средней школе №2 – 16 учителей-мужчин. Я пообщалась как с опытными педагогами, так и с молодыми специалистами, чтобы понять, как они борются со стереотипами и что для них главное в работе с детьми.

Учитель: Дмитрий Александрович Галко.

Предмет: история и обществоведение.

Сколько лет работает в школе: пятый год.

 

До поступления на исторический факультет БГУ Дмитрий увлекался историей. Участвовал в областных, республиканских олимпиадах, где занимал призовые места. Уже во время получения высшего образования у историка по поводу преподавательской практики были разные мысли, причем не самые позитивные. Но распределение и дальнейшие два года работы в боровлянской школе в корне изменило отношение к профессии.

По словам Дмитрия, в педагогике гендерных разделений быть не может – все зависит от учительского таланта.

– Есть профессии чисто мужские и чистое женские, а есть те, которые одинаково подходят всем. Учитель – одна из них. Я верю, что со временем этот стереотип исчезнет, – считает педагог.

Говоря об объективных плюсах своего положения, Дмитрий утверждает, что мужчине легче держать дисциплину в классе. Какой-то посыл до детей доходит быстрее.    

– Мне нравится, как дети реагируют на то, что я им рассказываю. Вижу их горящие глаза, желание познавать новое. И это классно! – признается учитель. – Тогда осознаешь, что ты не зря работаешь, кого-то зажигаешь, находишь новые таланты, которые могут реализовать себя в этой сфере.

По словам Дмитрия, современных детей не так просто увлечь учебой. Поэтому уроки необходимо строить таким образом, чтобы ребятам было интересно, активно  использовать информационно-коммуникативные технологии.

– Бытует мнение, что нынешнее поколение какое-то плохое, зависимое от гаджетов… Но всегда была такая ситуация. Тот же Сократ говорил: «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят со взрослыми, изводят учителей…» Это извечная проблема недопонимания отцов и детей.

Учитель: Владимир Николаевич Васьковский.

Предмет: физика и астрономия.

Сколько лет работает в школе: второй год.

 

Владимир не единственный педагог в семье. Среди его родных есть и химики, и преподаватели. Однако быть учителем он не планировал (просто иногда его посещала такая мысль). А после школы поступил в Белорусскую государственную академию авиации.

Какое-то время Владимир занимался другой работой. А потом все же задумался о преподавательской деятельности, поступил в Белорусский государственный педагогический университет имени М. Танка.

– Ни капли не жалею о своем решении, тем более что там нашел свою невесту,  – улыбается педагог. – Сейчас мы вместе работаем в этой школе, она учитель информатики.

Владимир Васьковский категорически не согласен с мнением, что педагогика – удел женщин.

– Здесь не играет никакой роли, женщина ты или мужчина. Главное – подача самого предмета, она должна быть всегда интересной, – рассуждает собеседник.

И все-таки мужчина, по мнению Владимира, это авторитет. Таким авторитетом и уважением пользовался его учитель географии. Его уроков ученики ждали с радостью и нетерпением.

Ученикам Боровлянской школы №2 посчастливилось быть участниками уроков разного формата. Например, Владимир проводит занятия «наоборот»: учитель садится за парту, а ученик становится на его место и проводит различные испытания. Также есть кружок, где физик старается внедрить тематику робототехники. В рамках уроков астрономии по вечерам педагог вместе с детьми ходит смотреть на небо через телескоп.

Владимир считает, что в системе образования не изменилось бы ровным счетом ничего, если бы в нее пришло больше мужчин.

– Какая ситуация получается? Если нас меньшинство, то почему-то общество начинает возлагать на мужчин большие надежды и как-то по-другому к нам относиться. Если мы будем пользоваться предпочтением при приеме на работу, не получится ли так, что женщины как педагоги потеряют свою значимость? Этого нельзя допустить.

Владимиру Васьковскому больше всего нравится общение с детьми. И то, что они не просто присутствуют на уроке, а включаются в процесс: «Ребята, если образно выражаться, уже не вагоны, идущие за мной. Они рядышком. И получается, что мы вместе один локомотив».

Педагог считает, что заинтересовать ученика стало сложнее за счет появления интернета. Порой дети знают больше новой информации в научной сфере, чем сам преподаватель, а такому уровню надо соответствовать. Но молодой специалист с этим отлично справляется.

– Наша задача – научить учеников правильно пользоваться смартфонами. Не просто в игры играть, а получать пользу. На моих уроках телефоны постоянно задействованы: в них онлайн-тесты, задания. Также я приношу очки виртуальной реальности и на уроке астрономии отправляю ребят в космос или на МКС – пусть полетают в невесомости!

Учитель: Иван Викентьевич Колковский.

Предмет: начальная школа, русский язык и литература.

Сколько лет работает в школе: девятый год.

 

Иван Колковский – заместитель директора по учебной работе. Говорит, что в его семье педагогов не было. До 10-го класса мама мечтала, чтобы Иван стал медиком, и тот усиленно учил химию с биологией.

– Однажды в школе, на День учителя, меня поставили вести уроки в начальном классе. Я провел один урок, после чего дети не хотели меня отпускать, – смеется Иван. После дня самоуправления он окончательно решил выбрать педагогическую специальность.

Работать в Боровлянскую школу №2 пришел после Солигорского государственного колледжа. Параллельно с преподавательской деятельностью, на тот момент молодой специалист поступил в БГУ на филологический факультет.

На сегодня у Ивана позади восемь лет работы с детьми начальных классов.

– Сейчас веду русский язык и литературу у ребят, с которыми мы с начальной школы. С ними я четко знаю, что и как преподать. И главное, что они мои. Очень интересно, будет довести их до 11-го класса, – признается учитель.

По мнению Ивана, стереотип о том, что лучшие учителя – женщины, уже неактуален. Он убедился в этом на собственном опыте.

– Сейчас в педуниверситете учится много парней на начфаке. Но что чаще всего останавливает? Есть мнение: мол, как мужчина будет справляться с маленькими детьми? Да вполне нормально! Я успокаивал плачущих детей, а девочкам заплетал косички. Конечно, «колоски» не умею, но обычные –запросто, – отмечает с улыбкой Иван.

Чаще всего родители ожидают, что первым учителем их детей станет женщина, «вторая мама», которая будет и учить, и переодевать, и гладить по голове. Но родители младшеклассников очень довольны Иваном как педагогом.

– Дисциплину не надо держать. Если мы заинтересуем детей во время урока, то они будут работать. Урок нужно спланировать так, чтобы учащиеся увлеченно слушали и работали. Для меня важно получать обратную реакцию и захватывать внимание. Если ты заинтересуешь ученика предметом, то, следовательно, он будет знать его. И здесь очень важно, на мой взгляд, по-настоящему любить и уважать детей. Лишь в этом случае наша работа может принести много пользы и добра. Например, я пошел на филфак, потому что мне очень нравилась моя учительница по русскому языку, то, как она объясняла материал, как общалась с нами, учениками...

Педагог считает, что со временем мужчин-учителей в школе наверняка будет больше.

Нельзя не согласиться, что современные проблемы требуют современных решений, современные дети – современных учителей, способных наравне вести диалог и поддерживать все их начинания. Пусть же такое явление, как мужчина в педагогике, будет не редкостью, а, скорее, хорошей традицией!

Елизавета МАЗУРЧИК

 

 

 

 

Оставить комментарий: